Подземный гараж: Строительство своими руками. Современная землянка или подземный дом Построить подземный гараж

Подземный гараж: Строительство своими руками. Современная землянка или подземный дом Построить подземный гараж

Чтобы узнать, как построить подземный гараж, можно основываться на опыт зарубежных стран, давно практикующих такой тип строительства. Хранение авто в подземном укрытии экономит драгоценные квадратные метры территории участка.

Постройка отдельного помещения расточительна, а подземное строительство служит нулевым этажом основного здания. Задумавший такую постройку столкнётся с рядом вопросов. Чтобы получить надёжное, безопасное и долговечное гаражное помещение, необходимо учесть все факторы.

Загнал машину и сразу зашёл домой. Что может быть лучше дома с подземной стоянкой? Так кажется на первый взгляд. Если верить статистике, то вероятность взлома меньше, чем у классического. Вполне привлекательный факт.

При заглублении в грунт на 2-3 метра можно добиться относительно стабильного температурного режима и влажности воздуха, что позволит сэкономить на обустройстве помещения.

Любой автолюбитель может усомниться в таком виде постройки, ознакомившись с её минусами. В первую очередь это вопрос цены. Если планируете строить подземный гараж в стиле «бункера», цена легко может вырасти в разы.

Важно учитывать, на каком уровне находятся подземные воды, чтобы тщательно провести расчеты во избежание подтопления помещения.

Особенности строительства

Прежде чем построить гараж под землёй, следует учесть все его особенности. Чтобы придерживаться запланированного бюджета и не устраивать из строительства долгострой, необходимо заранее предусмотреть такие проблемы: рытьё котлована, вынимание грунта, а также как таскать мешки с цементом и строительными материалами.

Сделайте отдельный акцент на гидроизоляции помещения. Чтобы избежать сырости, скапливания влаги и образования конденсата, необходимо сделать качественную гидроизоляцию. Помещение с повышенной сыростью быстро разрушается, грозит появление коррозии металла и вредит здоровью человека.

Хорошее вентилирование помещения позволит создать безопасные и комфортные условия для работы. Система вентиляции, в идеале, должна быть сдвоенная. Грунт необходимо тщательно уплотнить как в самом помещении, так и под подъездными путями.

В подземном укрытии для авто обязательно нужно сделать дополнительный выход, с помощью которого можно покинуть помещение в случае опасности.

При строительстве подземного гаража важно учесть теплоизоляционные свойства строительных материалов. Жилая комната, находящаяся над ним, может подвергаться действию низких температур. С особенностями и требованиями к постройке следует ознакомиться в СНиП. Там указаны ключевые моменты, которые нужно соблюдать.

Подготовка проекта

При планировании постройки подземного укрытия на частном участке важно ознакомиться с различными предлагаемыми проектами. Проект подземного помещения нужно подготовить качественно, чтобы удачно вписаться в строительную площадку. В Интернете есть множество вариантов для примера.

По результатам можно отметить, что существует два способа обустройства подземного гаража:

  • объект расположен полностью под землёй;
  • объект расположен под землёй частично, на 1/2 или 2/3 своей высоты.

Второй вариант является более популярным, поскольку он проще в исполнении, практичнее и дешевле. Для правильного выбора глубины постройки необходимо знать, как высоко находятся грунтовые воды.

Подготовка проекта состоит из следующих этапов:

  1. Изображение участка в определенном масштабе.
    Важно отметить все подъездные пути, зелёные насаждения и постройки.
  2. Обозначение свободного пространства для обустройства въезда.
    Рекомендуется сперва изобразить помещение на прозрачной кальке, а потом передвигать его по базовому плану для подбора оптимального места.
  3. Участок для подъёмного въезда важно тщательно прорисовать.
    При этом учитывайте габариты своего автомобиля. Желательно всё делать с запасом. Уклон въезда в подземный гараж должен быть до 25 градусов. При большем уклоне автомобилю будет сложно выезжать из здания, особенно зимой.
  4. Привязывание укрытия к местности.
    Важно знать, из каких материалов будет выполняться строительство. Чаще всего используют бетон и керамзит, кирпич и метал.
  5. Определение глубины гаража.
    Обычно он углублен на 50-60%, остальная часть остаётся снаружи.
  6. После всех уточнений можно приступать к подготовке рабочего процесса, учитывать конкретные параметры и количество используемых материалов.

При выборе проекта для постройки гаража на даче важно помнить, что перекрытие между ним и помещением над ним должно быть дополнительно усиленно. Постройка над гаражом жилых комнат запрещена, поскольку он считается взрывоопасным местом. При выборе материалов для возведения автостоянки учитывайте степень их огнестойкости.

Материал для постройки

Перед тем, как возвести подземный гараж, необходимо определиться с материалами для строительства. Какие же есть варианты?

  1. Каркас, сделанный из металла.
    Для создания конструкции используйте сварочный аппарат. Обработайте каркас антикоррозийным составом, тогда он прослужит намного дольше.
  2. Использование красного кирпича.
    Сначала строится коробка, затем возводятся перекрытия.
  3. Наиболее прочными считаются монолитные блоки.
    Для строительства из этого материала понадобится специализированная техника и работа опытных мастеров.

Если планируете построить гараж без дополнительной тяжелой техники, то используйте красный кирпич. Сооружение из монолитных блоков самостоятельно не возвести.

Строительство будущего гаража

Одним из преимуществ постройки индивидуального подземного гаража является возможность построить конструкции почти неограниченного размера. Сделать гараж под землёй может практически каждый. Главное серьёзно подойти к работе, приложить усилия и выделить средства.

Для строительства подземного автодома понадобятся грузоподъёмная техника, специальное оборудование и строительные материалы.

Постройка начинается с разработки проекта, плана и расчёта количества материалов. Сразу же стоит предусмотреть гидроизоляцию.

Весь процесс выглядит следующим образом:

  1. После выполнения всех расчетов и закупки материалов можно приступать к действиям.
    В первую очередь, необходимо выкопать котлован подходящего размера. При этом следует учитывать наклон въездного пути.
  2. Дно котлована засыпают смесью песка и гравия.
    Песчаную подушку гидроизолируют специальными материалом, например, рубероидом.
  3. Укладка железобетонных плит.
    Для их укладки используют специальную подъёмную технику. Также возможно выполнить самостоятельно заливку плоскости. В этом случае обязательно проводится армирование бетона.
  4. Из железобетонных плит формируется фундамент стен.
    Они являются несущими и несут большую нагрузку. Между плитами стен и грунтом необходимо сделать подушку из песка и гравия. Она выполняет функцию дренажной системы.
  5. Сверху укладывается материал для гидроизоляции.
    Настенную и напольную поверхности следует покрыть рубероидом. Используйте жидкий гидроизоляционный материал для замазывания стыков.
  6. Для утепления помещения используют минвату или пенопласт.
    После укладки слоя термоизоляции необходимо армировать поверхность.
  7. Теперь можно заняться отделкой, то есть, заштукатурить или обшить облицовкой.
    Базовую плоскость следует предварительно обработать противогрибковым составом и выполнить грунтовку. Сцепление поверхностей необходимо выполнить качественно.
  8. После вышеуказанных этапов можно приступить к установке гаражных ворот и оформлению въездной дороги.
  9. В подземном гаражном помещении нужно правильно распланировать освещение.
    Составьте план и определитесь с установкой распределительного щита.
  10. Прокладывание кабеля. Определитесь сначала с его сечением.
    Чтобы напряжения хватало, берите кабель больше на 20%.
  11. На завершающем этапе строительства производится установка отопления и электричества.
    После этого произведите гидроизоляцию, вентиляцию и оформите въезд в гараж.

Въездная дорога

При возведении подземного гаража возникает соблазн сэкономить свободное место участка и сделать короткий и крутой въезд. Такое решение может стать пагубным. В летнее и сухое время автомобиль легко справится с уклоном, а в зимний и заснеженный период есть вероятность не выбраться из гаража.

Осадки быстро завалят углубление и будут стекать прямо в помещение.

Чтобы избежать подобных проблем существует ряд требований, которых нужно придерживаться. А именно:

  1. Правильный наклон въездного пути.
    Максимальный наклон - 25% в процентном соотношении.
  2. От глубины гаража зависит длина въездного пути.
    Чем глубже, тем длиннее. Идеальными параметрами считаются 14,4 м въездного пути при углублении на 1.3 м.
  3. Ломаная траектория.
    Въездная длина делится на три обязательных участка:
    – «стартовая» зона – минимальный уклон;
    – зона «Х» – часть с максимальным уклоном;
    – «красная» зона - горизонтальный участок.
  4. Использование нескользящих материалов.
  5. Установка поручней вдоль стены для безопасного выхода с помещения при скользкой поверхности.
  6. Установка ливневой канализации.
  7. Обустройство подпорных стен.
  8. Освещение въезда.

Гидроизоляция, отопление и вентиляция

Для безопасности и комфорта, индивидуальный подземный гараж должен иметь качественную вентиляцию и гидроизоляцию. Устанавливайте вытяжки. Они предотвратят коррозию металла, а также избавят от лишней влаги.

Существует два способа установки вентиляционной системы:

  • установка моноблока;
  • установка модульной системы.

Пример подземного гаража.

Для предотвращения попадания влаги в помещение, обязательно проводите гидроизоляцию гаража.

Она выполняется в два этапа:

  1. Установка дренажной системы по внешней части гаража.
    Покрытие поверхности системы гидроизоляционным материалом.
  2. Формирование фильтрующей подушки по бокам и под полом.

Прежде чем сделать систему отопления в гараже нужно разобраться с его местонахождением. Стандартные методы обогрева домов не совсем подойдут для гаражных помещений. Прокладывать газопровод дорого, использовать твёрдое топливо тоже неудобно, а строить резервуары для жидкого топлива вообще неэффективно.

Наиболее оптимальным источником энергии является электричество. Можно выбрать водяную или воздушную систему отопления.

Водяное отопление целесообразно, если помещение большое. В противоположном случае затраты на их установку не оправдают себя. В маленьких помещениях будет больше расходоваться энергия на подогрев воды, труб и батарей.

Воздушный обогрев намного привлекательнее и оправдает все ожидания. Прямое нагревание воздуха и его перемещение по гаражу снизит расход энергоносителя и обеспечит быстрый прогрев помещения.

Итог

Построить на частном участке гараж под землей реально, стоит приложить достаточно усилий и ответственно подойти к делу. Главное в работе чётко следовать нормам и требованиям, быть внимательным ко всем деталям.

Старайтесь учитывать и контролировать все моменты строительства и не допускать погрешностей, если хотите долгой и безопасной эксплуатации постройки.


В прежние времена возведение жилищ из земли и глины было необходимостью. С течением времени эта технология забывалась, так как появлялись новые более современные материалы. Но высокая безопасность для окружающей среды и для человека заставила вновь задуматься над тем, чтобы построить дом под землей.

Только теперь такое жилище не будет выглядеть серым и скучным. Наоборот, оно привлекает своей неординарностью, уютом при правильном подходе к подбору проекта и выполнению всех работ.


Тонкости строительства и особенности жилищ под землей

Жилище, обустроенное на глубине, пока остаётся непривычным и уникальным. Его выполнение требует особого подхода, соблюдения техники безопасности при ведении работ. Самым опасным моментом считается рытьё котлована, всегда существует вероятность обвала стен.

Конечно, предварительно проводится изучение грунтов и их несущей способности, уровня влажности, промерзания. В любом случае рытьё происходит под определённым углом, словно сужается книзу, где выходит на необходимый уровень. Обязательно выполняется гидроизоляция и другие манипуляции, защищающие основание жилища.


Собирается опалубка, устраивается монолитная плита перекрытия. Поэтому построить дом под землей своими руками крайне сложно. Хотя ведение всех работ надобно доверить специалистам, такой выбор получается намного экономичнее.
  1. У объекта отсутствует фасад, выполнение которого требует немалых финансовых вложений и времени.
  2. Появляются неограниченные возможности по использованию, прилегающих территорий участка, для устройства красивого ландшафтного парка, зоны отдыха.
  3. Такое жилище получится намного теплее в зимний период, а летом будет сохранять необходимую прохладу.
  4. Оно абсолютно безопасно не только в экологическом плане. Можно не бояться проникновения воров.
  5. Владельцы всегда смогут чувствовать себя защищёнными, особенно если установлены окна с зеркалами. Это позволит наслаждаться окружающими красотами. Но никто из соседей или других личностей не сможет ничего увидеть в таких окнах.
  6. Природные катаклизмы такие, как торнадо, не нанесут вреда подобному зданию, так как оно находится под землёй и не боится подобных воздействий.
И всё же в некоторых случаях возможно обустройство дома под землей своими руками, если выбрать не полностью заглублённую конструкцию, а лишь частично создающуюся в толще земной коры. Иногда это позволяет вести работы совершенно самостоятельно, использовать специальные глиняные блоки, камень, дерево и другие природные материалы.

Владелец небольшого земельного участка особенно заинтересован в его рациональном использовании. Постройка отдельностоящего или пристроенного «автодомика» в таких условиях – непростительное расточительство, ведь придется пожертвовать минимум 30-ю кв.м. драгоценного простора. Вот тут на помощь приходит полезный опыт зарубежных соседей, давно уже практикующих строительство подземных гаражей, как для малоэтажных, так и для высотных домов. Выгода налицо: «автоконюшня» является нулевым этажом основного здания, тем самым значительно экономя место на участке.

Но, несмотря на всю привлекательность такой конструкции гаража, у многих автовладельцев возникают вполне логические сомнения:

  • Насколько дороже обойдется «подземка»?
  • Как правильно обеспечить в ней комфортные условия для машины и человека?
  • Как построить гараж подземный так, чтобы не боятся пользоваться помещением при плохих погодных условиях (снег, лед, дождь)?

Вопросы серьезные и требуют детального ознакомления с темой. Спешим успокоить вас: добротный индивидуальный подземный гараж, построенный своими руками – не мечта, а вполне осуществимый проект. Конечно, если к нему подойти с позиции строгого выполнения всех предписанных строительных канонов.

Думаем и выбираем: проект дома с подземным гаражом

Если вы ищите подходящий проект частного дома с подземным гаражом, то, скорее всего, уже пересмотрели в интернете массу фотографий готовых образцов. Чтобы не отвлекаться на дизайнерские «штучки» и архитектурные «примочки», поможем вам подытожить результаты поиска. Существует два способа обустройства «автоподземки»:

  1. Подземный гараж расположен полностью под землей
  2. Подземный гараж частично «утоплен» в землю (обычно 1/2 или 2/3 своей высоты)

Второй вариант более популярен в народе, так как дешевле и практичнее с точки зрения исполнения задуманного. Главная проблема подземных помещений – борьба с сыростью. Чем глубже спрятан гараж, тем больше «преград»: усиленное давление грунта и негативное влияние грунтовых вод (особенно если учесть, что средняя глубина водоносного слоя для нашего региона – 1,5-2 м).

ВНИМАНИЕ!

Где найти все нужные требования для запланированного строительства? В СНиП подземные гаражи детально описаны: указаны все ключевые условия, при которых гарантирована их нормальная эксплуатация. Здесь же задокументированы рекомендации по проводке всех инженерных сетей (СНиП 21-02-99 “Стоянки автомобилей”).

Хотим обратить ваше внимание на важный аспект ПРАВИЛЬНОГО проекта дома с подземным гаражом:

  • Помещение, размещенное над подземным «автодомиком», должно ограждаться более толстой и дополнительно усиленной плитой перекрытия. Его нельзя оборудовать под ЖИЛУЮ КОМНАТУ

К сожалению, немалая доля виртуальных проектов, выложенных на всеобщее обозрение в интернете, пренебрегает этой нормой. Над «подземкой» размещают спальни, что грубо противоречит нормам безопасности. Гараж относится к категории взрывоопасных помещений, поэтому жилое здание с такой техзоной планируется так, чтобы в случае аварийной ситуации ни в коем случае не пострадали люди.

Что касается возможности обустройства комбинированного жилища человека и машины, то есть четкое правило, при котором такое соседство невозможно:

  • Газобаллонные автомобили нельзя хранить в зданиях общего пользования, в том числе и в индивидуальных подземных гаражах
    Как видно из двух указанных норм, большое внимание в правилах уделяется пожаробезопасности технического помещения. В СНиП указаны уровни огнестойкости для стен и ворот подземного гаража: ЕІ 90 и ЕІ 60 соответственно.

Следующее правило для нормальной эксплуатации «подземки» – правильный заезд в его внутреннее помещение. Если на виртуальной картинке все может выглядеть компактно и очень красиво, то на практике автовладелец прочувствует все неудобства ошибочно спроектированного дорожного пути.

Какой должен быть въезд в подземный гараж?

Главным украшением частного дома является красиво обустроенный приусадебный участок. Строя подземный гараж, автовладелец старается сэкономить свободное место под ландшафт, поэтому решает оборудовать крутой короткий въезд на парковку. Если в летнюю и сухую погоду автомобиль спокойно справляется с препятствием, то снежной зимой или дождливой осенью «барьер» может быть не взят. Снег быстро завалит «ямку», а потоки воды будут стекать в столь заманчивый «резервуар».

Вот ряд требований к въезду в «подземку», выполнив которые вы не столкнетесь ни с какими трудностями при его круглогодичной эксплуатации:

  • Наклон въездного пути не должен превышать определенной величины
  • Понятно, чем круче вниз, тем меньше места займет техническая зона. Не переборщите! Максимальный наклон въездного пути для подземного гаража – 140-150 (или в процентном соотношении – 25 %). Увеличение угла приведет к проблемам при его эксплуатации в осенне-зимне-весенний период.

  • Чем глубже находится в земле подземный гараж, тем длиннее въездной путь
  • Достаточная длина «финиша» поможет избежать всех погодных неприятностей. Идеальных параметров въезда почти никто не придерживается, ведь планка высока: к примеру, для подземного гаража, опущенного на 1,30 м подъезд должен быть длиной в 14,4 м! Четкий расчет позволяет укоротить его почти вдвое (до 8,4 м, из которых 3 м – «стартовая» горизонтальная зона).

  • Въезд представляет собой ломаную траекторию
  • Минимальная длина въездной гаражной дороги делится на три обязательных участка:

    - «стартовая» зона: 3 метра с наклоном 00-20
    - зона «X»: часть пути с максимальным уклоном в 140-150 (50 % от общей длины въезда)
    - «красная» зона: обязательные 1,20 м горизонтального участка перед воротами гаража

    Все перепады должны быть плавными, без резких границ.

    Для идеального въезда в «подземку» перед и после участка с максимальным уклоном следует обустроить отрезки пути со средним наклоном (70-80). По своей длине они должны быть чуть короче зоны «X»(≈75-80 % от нее).

  • Дорожный путь изготовляется из нескользящих материалов
  • Желательно его дополнить специальными засечками, помогающими преодолеть маршрут при обледенении трассы. Популярны специальные тормозящие полоски для колес.

  • Следует обязательно предусмотреть пешеходную дорожку с поручнем вдоль стены
  • Пешеходная дорожка поможет водителю выбираться на «поверхность» быстро и без травм даже при обледеневшей дороге.

  • У ворот подземного гаража необходимо предусмотреть ливневую канализацию
  • Канализационная решетка, в которую уходит вода, должна быть расположена перед воротами на прямом участке въезда (до нее должно быть минимум 0,5 м прямого отрезка пути), что защитит гараж от попадания в середину дождевых потоков. Ливневая канализация с сифоном укомплектовывается обогревательным кабелем, который препятствует ее замерзанию.

  • По сторонам въезда обустраивают подпорные стены
  • Они защищают въездную дорогу от разрушения и обвала грунта. По правилам СНиП перепад земли более 80 требует такого защитного сооружения.

Чтобы эффективно решить проблему обледенения пути, желательно вмонтировать систему, препятствующую возникновению льда на дорожном участке. Не забудьте для удобства предусмотреть освещение въезда.

Как построить въездную дорогу для подземного гаража?

Строительный процесс делится на такие этапы:

Во избежание провала дорожного покрытия, геометрию дороги формируют без подсыпки грунта. Для этого каждую «ступеньку» аккуратно срезают до нужного уровня, ориентируясь по заготовленной метке (натянутая леска).
Подготовленный и «вырезанный» участок покрывают щебнем слоем в 15 см и тщательно утрамбовывают
Несущий слой выполняют из бетона марки В10 толщиной 12-15 см. Раствор замешивают густой и вязкий. После первого схватывания поверхность постоянно увлажняют и защищают от солнца
Затем идет любое финишное покрытие
С въездом мы подробно разобрались, сейчас же перейдет к обустройству самого помещения подземного гаража, а именно защите его от водной «атаки».

Как эффективно защитить «подземку» от сырости?

ШАГ № 1: ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ ПОДЗЕМНОГО ГАРАЖА

Строительство встроенной «подземки» подразумевает дополнительную нагрузку на фундамент дома. Обычно хозяин предпочитает опустить вниз весь этаж, а не часть здания, разбив все пространство на несколько технических зон (парковка, мастерская, спортзал и т.п.).

Чаще всего в проекте предусматривают плитный ребристый фундамент, который увеличивает устойчивость здания. Но все зависит от основного стройматериала и проектных расчетов архитектора (мы еще раз настаиваем, что проектирование должен выполнять профильный специалист).

Строя подземный гараж своими руками, автовладелец должен позаботиться о комфортных условиях «проживания» для своего железного друга. Следует защитить помещение от малейших водных «покушений», ведь излишняя влага губительна для автомобиля.

Как выполнить гидроизоляцию подземного гаража?

Стены «подземки» проектируются по аналогии с подпорными стенами: по внешнему контуру помещения обустраивают дренажную систему, а всю внешнюю поверхность гидроизолируют наплавляемой гидроизоляцией (например, рубероидом или его современными аналогами). Дополнительно формируется массивная фильтрующая подушка под полом и по бокам «подземки».

Сложность дренажной системы определяют по результатам изыскательных работ, определяющих тип грунта и уровень водоносного слоя. Георазведка подскажет или рационально строить «подземку», ведь если грунтовые воды находятся слишком высоко, то придется выполнить осушение участка и усложнить схему дренажа. А это дополнительные немалые расходы.

ВНИМАНИЕ!

Жидкая гидроизоляция для внутренних помещений – не панацея от всех проблем. С ее помощью невозможно обустроить эффективный водобарьер. Она играет лишь роль вспомогательного средства. Если после строительства подземного гаража в нем появилась вода, то никакие замазки не исправят ситуацию.

ШАГ № 2: ВЕНТИЛЯЦИЯ ПОДЗЕМНОГО ГАРАЖА
Часто можно услышать жалобы о том, что из-за наличия встроенного подземного «автодомика» неприятный запах бензина и прочей химии проникает в жилую зону. Чтобы гараж «не отравлял» вам жизнь, следует позаботиться о постоянном воздушном вихре для этого технического помещения.

Нормы интенсивности воздухообмена в «автодомике» прописаны в СНиП: 180 куб. м в час на один легковой автомобиль. За границей требования еще выше – 360 куб. м в час. Обеспечить такой «ветер» сможет лишь слаженная работа приточно-вытяжной вентиляции. Кратковременные проветривания под средством открытия ворот не помогут решить проблему.

Вентиляция не только защищает от выхлопных газов, но и удаляет из помещения избыток влаги. Особенно это актуально для отапливаемых гаражей, где разница температур между холодным автомобилем и относительно теплым помещением (не более +50С) неминуемо вызовет конденсат на кузове. Стабильный приток свежего воздуха быстро удалит сырость и спасет машину от преждевременной коррозии.

Так как уровень подземного гаража ниже земли, то для эффективной работы вентиляции необходимы принудительные механизмы. Существует два варианта ее обустройства:

1. Моноблок

В этом приборе соединены два блока, отвечающих за приток и вытяжку воздуха. Моноблок отличают компактные размеры и легкость монтажа, но дорогая стоимость (от 2000 у.е.). Зато атмосфера внутри помещения идеальна.

2. Модульная конструкция

Состоит из двух отдельных блоков, отвечающих за приток и вытяжку воздуха. Их совместная работа налажена с помощью датчиков, следящих за микроклиматом технического помещения.

ВНИМАНИЕ!

Все кабели в подземном «автодомике» должны быть покрыты специальным слоем изоляции, препятствующем горению. Так же автовладелец обязан установить пожарную сигнализацию.


На сегодняшний день, строительство бункера не так актуально как 30 лет назад, но, тем не менее, если у вас есть желание и необходимость спрятаться в случае какого-то стихийного бедствия – то это очень хорошая идея. Строительство бункера очень актуально, если вы живёте в той местности, где например, имеется химический завод или другой объект который содержит в себе потенциальную опасность. Таким образом, в случае аварии вы сможете спрятаться в бункере и переждать, когда ситуация нормализуется.

При строительстве бункера необходимо учесть 2 фактора: для каких целей он необходим и как долго вы планируете в нём находиться. Чем серьёзней потенциальная опасность и чем дольше вы в нём будете находиться, тем глубже и основательней необходимо делать бункер, чтобы в нём можно было надёжно защититься и комфортно находится. Рассмотрим, как построить подземный бункер своими руками.

Когда вы определили, для каких задач вам нужен бункер приблизительно можно прикинуть его размеры, глубину на которой он будет находиться и высоту потолка. Достаточно простой бункер можно построить из металла. Что касается надёжного и крепкого бункера, то его лучше всего строить из бетона.

Как построить простой бункер

Простой бункер монтируется из толстых листов металла, лучше всего использовать листы толщиной 5мм. Для того чтобы построить простой бункер вам нужно выкопать для него котлован. Данный котлован должен быть на 50 сантиметров больше самого бункера. Также выкопайте яму и для входа в бункер. Рекомендуем его делать отдельным от основной конструкции. Выбор глубины бункера опять же зависит от опасности, которая имеется. Бункер лучше всего делать на глубине 5 метров от уровня земли.

Вход бункер можно сделать в виде люка, с герметично закрывающейся крышкой. Отдельно стоит коснуться герметичности всей конструкции. Как вы понимаете, бункер должен быть полностью герметичным, поэтому все швы необходимо тщательно проваривать и дополнительно обработать слоем изоляции. Но об этом чуть позже. Для сооружения самого бункера необходимо сварить дно, затем стены, и после этого крышу. Советуем углы конструкции с обеих сторон обваривать металлическими уголками для прочности. Если бункер достаточно большой, то через определённое расстояние делайте опоры, чтобы крыша не провисала под тяжестью земли. Когда каркас сварен необходимо вырезать автогеном люк для входа, а также отверстия для подвода различных коммуникаций: электричества, воды, антенны и т.п. О коммуникациях мы расскажем чуть позже. Также сделайте крючки, с помощью которых краном вы сможете опустить бункер. Затем обработайте поверхность бункера мастикой, для того чтобы создать надёжную гидроизоляцию и исключить разрушение металла, кроме того, можно покрыть слоем мастики дно бункера.

Далее нужно подготовить основу для бункера. Её можно сделать как из песка, так и из бетона. Если местность болотистая, то, конечно же, нужно делать бетонную основу, вообще она более надёжна. Если же у вас сухая местность - можно ограничиться песчаной подушкой. О том, как делать бетонную основу мы расскажем ниже, а сейчас несколько слов упомянем о песчаной основе. Песок засыпается на предварительно выровненную поверхность. Слой песка должен быть порядка 20 сантиметров. Песок также необходимо хорошо утрамбовать. После этого погружаем бункер на дно ямы. Затем привариваем люк входа и подводим коммуникации.

Края бункера лучше всего засыпать глиной, так как она станет хорошей защитой для конструкции. Остальную часть ямы засыпаем землёй и утрамбовываем её. Далее настраиваем работу коммуникаций и проверяем вентиляцию.

Как построить надёжный бункер

Для строительства надёжного бункера нам понадобится бетон, причём очень много бетона. Выкапываем котлован под нашу будущую постройку. Затем выравниваем её дно, стелим гидроизолирующую плёнку и засыпаем 20 сантиметров песка, который хорошо утрамбовываем. Затем сооружаем опалубку и укладываем двухуровневую сетку из арматуры. После этого заливаем конструкцию бетоном. В общем, делаем всё так, как описано в статье про .

Пока бетон не застыл, вставляем в него армирующие прутья, они будут основой стен. Прутья вставляем как по периметру, так и в центре, где у вас будут сооружены перегородки. Когда фундамент застыл – приступаем к стенам. Для их заливки также используйте опалубки. Не забудьте оставить проёмы для прохода по бункеру и проём для входа. Что касается крыши, то её сооружаем из плит перекрытия, укладывая на бетонный раствор.

После строительства бункера строем к нему вход из бетонных колец или же из металлического туннеля. Затем покрываем его с внешней стороны мастикой, для гидроизоляции.

Что касается коммуникаций, то в бункер можно провести воду, электричество, Интернет и телевидение. Также установите радиоантенну для приёма радиосигнала на длинных и коротких волнах. Установите биотуалет, а также установите электрогенератор. На этом строительство бункера завершено, теперь его можно обустраивать.

Современная землянка напоминает уютный подземный дом, органично вписывающийся в ландшафт. Заинтересованность в строительстве жилища похожего на «лисью нору» оправдано не только желанием быть оригинальным, но и экономической выгодой возведения и эксплуатации дома. Варианты заглубления землянки в почву, как и методы строительства, разнообразны, поэтому бюджет постройки колеблется в широком ценовом диапазоне.

Какие выгоды несет в себе строительство землянки?

Недостатки землянки привычной конструкции очевидны: из-за отсутствия стен и природного освещения климат внутри влажный. Применять для строительства землянок качественные материалы начали в конце 60-х прошлого века, что вывело стоимость такого экологически чистого сооружения вровень к аналогичным постройкам, находящимся поверх грунта. При потребности в недорогом подземном доме существует вероятность возникновения проблем с хорошей вентиляцией помещения и контролем влажности.


Если вы нашли надлежащее место для застройки, то воспользуйтесь следующими природными преимуществами:

  1. Энергосбережение за счет плохой теплопроводности толщи земли, поэтому землянка внутри обеспечивается стабильной температурой, что делает подземный дом — комфортным местом в условиях сурового климата.

Интересно. Сухая земля имеет такие же свойства, как и кирпич, поэтому температурные колебания на поверхности земли доходят к глубине с задержкой. Например, при глубине слоя грунта в 3 м температура самого теплого момента в году приходит с опозданием в 3 месяца. Так, при умеренно-континентальном климате температура почвы на глубине 2 м равна: зимой – 6-8 0С, летом – 15-18 0С.

  1. Отличная звукоизоляция от внешних звуков, что важно для домов в шумной местности, например, вблизи автострад или аэропортов. Соседи также не услышат лишнего.
  2. Безопасность от воров, последствий ураганов или землетрясений, пожарная безопасность, в особенности во время военного положения землянка послужит, как бомбоубежище, а ландшафт – в качестве маскировки.
  3. Сохранение первозданности ландшафта , что важно для уникальных мест. Максимальное озеленение участка – залог его экологической чистоты.
  4. Освоение непривлекательных для застройки или посевов участков (склонов, холмов), что значительно уменьшит затраты на покупку земли (неприглядные территории стоят в разы меньше).
  5. Уменьшение затрат на то, что поддерживать подземный дом в сохранности, поскольку землянка будет надежно гидроизолирована, а крыша или стены, покрытые слоем грунта с травой, не нуждаются в особом уходе.
  6. Сокращение сроков строительства дома т.к. часть трудоемких фасадных и кровельных работ не требуется, соответственно и материалы для них приобретать не нужно.


Особенности землянки:

  • ограниченный обзор, зависящий от конкретной местности;
  • проникновение воды из-за неправильного расчета уровня грунтовых вод, их поднятия или сдвига грунта;
  • малая площадь остекления для природного освещения.

Какой участок более пригоден для подземного дома?

Чтобы определиться насколько целесообразной будет постройка землянки, следует учесть все особенности участка, а именно:

  1. Рельеф местности , предпочтительный вариант – склон или холм, благодаря чему постройка будет смотреться более удачно, и вы сэкономите на земляных работах. На наклонной площадке появляется возможность делать дом полностью подземным, а на холмистом месте стены землянки стоит частично обваловать землей. Поэтому, если вы присмотрели красивый, но сложный холмистый надел, то превратите недостатки этой земли в преимущества.

Важно. Чем больше угол наклона участка, тем быстрее поверхностные воды стекают, оставляя почву сухой. Поэтому места в овраге, низине или тальвеги – не самое удачное место для постройки.


  1. Ориентация . Землянка с южной ориентацией склона обеспечит подземный дом солнечным освещением, а северный склон укроет своей прохладой домовладельцев, обитающих в знойном климате (не лучший вариант с точки зрения гигиены). Если же местность максимально горизонтальна, то простые правила строительства к ней тоже применяются: ориентация входной двери и окон на солнечные стороны.
  2. Тип грунта. Лучше, если это будет хорошо пропускающий воду грунт, например, песчаный, супесок или суглинок. Глина не подходит для обвалования подземного дома, она долго держит влагу, размываясь при увлажнении. Но глина послужит гидроизоляционным замком в слоях, которые прилегают к основным конструкциям, находящимся под шаром земли. Для завершающего покрытия применяют плодородную почву, поэтому до начала стройки этот слой необходимо снять и сохранить.
  3. Уровень грунтовых вод должен быть на достаточной глубине от землянки, чтобы максимально опустить конструкцию в землю. Проверьте также места протекания подземных потоков.
  4. Микроклимат , а именно сухой, поскольку избыток влаги вызовет проблемы с сыростью и увеличит расходы на улучшение положения.

Если вы еще не выбрали, где будет располагаться землянка, тогда постройте подземный дом не вершине холма, ведь удобнее места не найти. Все благоприятствует этой стройплощадке: ориентация, отвод от источников воды, хорошая обзорность и максимальный процент природного освещения. Верхушку холма срывают, а на финишной стадии возведения дома ее засылают снова.

© 2024 oaservis.ru - Стройка и ремонт - Оaservis