Как используют принцип челомея крупные компании. Противоракетный «Таран» Челомея. Призрачный замок Глэмис

Как используют принцип челомея крупные компании. Противоракетный «Таран» Челомея. Призрачный замок Глэмис

В. Н. Челомей. Штрихи биографии

Владимир Николаевич Челомей родился в 1914 году, учился в Киевском политехническом до 1937 года, во время учебы выпустил солидный учебник по векторному анализу, а его работы по теории динамической устойчивости стали классическими. В 1936 году Челомей проходил производственную практику на авиационном заводе в Запорожье. Именно в это время на заводе случилось ЧП. Вал одного из авиационных двигателей, предназначенных для истребителей, не выдерживал расчетных нагрузок и ломался. Конструкторы пытались предотвратить поломки, увеличивая толщину вала, но и после этого двигатель регулярно выходил из строя. Можно догадаться, чем в те годы это грозило заводу. Главный инженер уже готовился к аресту, когда студент-практикант В. Челомей предложил ему свой способ устранения аварии: уменьшить толщину вала. Парадоксальное решение: не увеличивать, а, наоборот, уменьшать! Утопающий хватается и за соломинку: «Делай, но под личную ответственность!» И двигатель заработал! Студент прочел на заводе курс блестящих лекций по динамике авиадвигателей, изложив результаты собственных исследований. (Слава и мощь парадоксальных решений - решений, которые иным казались абсурдными, нелогичными, решений, не продвигающих, но выталкивающих вперед, так что движение мысли В. Челомея сейчас представляется взрывным, пульсирующим, - отныне не оставляла его... до последнего мгновения, это понимайте буквально.) 1939-й: защита кандидатской, 40-й - приглашение в «сталинскую» докторантуру (50 докторантов всего). 1942-й: первые испытания пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, результат основных исследований 1936-1940 гг. (Авторское свидетельство получено Челомеем в 38-м. В Германии фирма «Аргус» поручает в начале войны П. Шмидту создание пульсирующего двигателя для беспилотного летательного аппарата, в конце 42-го такой двигатель и аппарат созданы, это Фау-1, создатели которого долгое время не могут устранить действия вибрации на при-борное оборудование самолета-снаряда. Испытания лишенного этого недостатка двигателя Челомея проводились в Лефортове и напугали Москву звуками, схожими со стрельбой зенитных батарей. На испытаниях присутствовали командующий ВВС генерал А. А. Новиков и нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин.) После того как стало известно о создании немецкого самолета-снаряда, молодой конструктор Челомей назначается главным конструктором и директором завода, которым до того руководил прославленный «король истребителей» Н. Н. Поликарпов (в последние годы жизнь его была тяжела: самолеты не шли, неизвестно почему. Может, слишком торопили...). Новому главному конструктору тридцать лет. Характер его нелегок: известна история, как он выкатил прочь из своего ангара трофейный самолет, добычу Туполева. Туполев, взбешенный, позвонил Сталину. Сталин осведомился, сколько лет дерзкому. Тем дело и кончилось. Чудом. В 44-м Челомей приступает на основе пульсирующего двигателя к созданию первой крылатой ракеты. Далее совсем коротко: защита докторской - 1951 год, член-корр.- 58-й, Генеральный конструктор - 59-й, академик - 1962 год. Пуск первого в мире маневрирующего спутника - 1963 год. Старт, названный на Западе «высшим пилотажем в космосе». Четыре космических лаборатории «Протон», которые запускались одноименной ракетой-носителем, принципиально новой в отличие от королёвской конструкции. (До сих пор «Протон» запускает в космос лунники, «Космосы», «Марсы», «Веги.....) Если Королев, давший в почти случайном выступлении по поводу геофизического года Земли определение нашего космоса: мирный , официально занимался исключительно космосом, очень скоро пилотируемым космосом и почти сразу публичным космосом (да, Королев был засекречен, но мир догадывался о единоличном правлении в советском космосе), то фирма Владимира Челомея начиналась не как космическая.

В марте 1945 года Челомей был вызван на совещание в Комитет обороны: решался вопрос о применении самолета-снаряда. Крылатая ракета называлась 10Х: десятая модификация неизвестного оружия. У американцев не было ничего подобного. У немцев был самолет-снаряд Фау-1. Впереди год до того дня, когда на захваченный войсками союзников полигон Пенемюнде срочно доставят Королева, чтобы выбрать кое-что из оснащения - американцам же достанется отец Фау-2 Вернер фон Браун. (Есть предположение, что Браун, с перевязанной сломанной рукой, был уже в наших руках, но не вызвал интереса и доковылял до американцев, после чего история ракетостроения развивалась так, как она развивалась: многие немцы работали у нас, но среди них не было Брауна, который был, если так можно выразиться, по характеру результатов германским двойником Челомея...) В течение 45-го 10Х поставляется на вооружение Советской Армии. Сохранился фильм, где ракета стартует. Совещание у Сталина по поводу применения 10Х включило моменты, опасные по тем временам. Берия задал каверзный вопрос: «Так кто же - у кого?» Имелось в виду, очевидно, параллельное движение конструкторской мысли создателей 10Х и Фау-1. Челомей хладнокровно ответил: «То, что я не мог заимствовать, - очевидно. Ну а могли ли немцы у меня - это вопрос к вам, Лаврентий Павлович». Далее вопрос задал Сталин: возможно ли применение 10Х уже сейчас? Конструктор дал твердо отрицательный ответ, отметив, что точность попадания самолета-снаряда не даст возможности избежать жертв среди мирного населения. Будь ответ другим (иными словами: овладей на мгновение амбиция конструктором, амбиция и страх...), ужас бомбардировки американской авиацией Дрездена был бы нами превзойден. Так обнаруживала судьба характер будущего Генерального.

Самолет-снаряд испытывался в Капустином Яру, на Черном и Северном морях. А Новиков и Шахурин, поддержавшие конструктора, были арестованы по обвинению в поставках фронту неисправных самолетов: Василий Иосифович Сталин в Потсдаме во время встречи с отцом, похвалил американские машины!.. Известно, что арестованного Новикова принуждали дать показания против маршала Жукова.

Два профессиональных руководителя авиационной промышленности ждали освобождения вплоть до смерти Сталина. В 1953 году в Капустином Яру шло очередное испытание 10ХН, когда, за десять дней до смерти, Сталин подписал постановление Совмина о ликвидации ряда предприятий. Несомненно, что смерть не дала развернуться сценарию. В черном списке была и «фирма» Челомея. То был первый, но не единственный случай, когда Владимира Челомея отлучали от своего дела, отдавая его другому. (Для памяти: драматичны были 53-й, 70-й, 81-й, и все отдельный рассказ.) Все наработанное отдано Артему Микояну, который хотел сделать крылатую ракету, заменив в МИГе летчика автоматической системой. К расправе причастен и Сергей Берия, не поладивший с одним из бывших сотрудников конструктора крылатых ракет (утверждение Г. Болтянского и В. Авдуевского). Есть еще догадка: сын Берия ко времени сталинского постановления уже имел некую свою фирму, также имевшую отношение к ракетам... не было ли отбирание важнейших тем, у того же Челомея, продиктовано отцовской заботой Лаврентия Павловича? Ведь Микоян занимался только пилотируемой авиацией, идея механического совмещения автомата и самолета критики не выдерживает, но она могла принадлежать властному непрофессионалу... То, что происходило с фирмой Челомея в эти годы, оставляет ощущение неясности. Небольшая конструкторская группа, оставшаяся у Челомея, разместилась в Тушине и упрямо продолжала свое дело - занималась работами по уменьшению направляющих, по которым стартовали 10Х (направляющие были уменьшены с 30 до 7 метров). Челомей не смирился, пытался попасть на прием к Берия, что того изумило. Наконец лично предложил руководителю военно-морского флота идею перевооружения флота и оснащения крылатыми ракетами (с этого дня отсчитывается новейшая история ВМФ). Летом 1955 года опальному конструктору позвонил Келдыш: «Принято решение о создании крупного предприятия для реализации ваших предложений, выделено место для строительства». Так на окраине Москвы началась «фирма Челомея».

Через три года предприятие, едва встав на ноги, начинает заниматься проектированием и созданием баллистических ракет: в декабре было принято решение о создании Ракетных войск стратегического назначения. На фирме по инициативе Генерального конструктора организованы лекции по аэродинамике гиперзвуковых скоростей, помните лекции киевского студента на авиационном заводе в 36-м: он был неутомим как педагог, его любимое выражение: «Думайте! Думайте!»

Многоразовые космические аппараты, способные осуществлять старт с Земли и садиться, как самолет, являются предметом разработок ведущих космических держав уже много десятков лет. Однако сложности связанные с такими проектами, как правило, заставляли отказаться от столь привлекательной перспективы в пользу более простых и испытанных средств выведения на орбиту.

В СССР был осуществлен целый ряд разработок космических самолетов, которые, конечно же, имеют продолжение в современных российских концепциях. Одна из самых малоизвестных отечественных концепций подобных аппаратов - . Это легкий космический челнок, который разрабатывался в КБ В.Н. Челомея одновременно с известным «Бураном» . Проекты, которые разрабатывались в то время, имели под собой очень серьезную базу. Проектированием космического самолета занимались порядка 500 предприятий. В 1965 года руководство отрасли и страны получило для рассмотрения многотомный эскизный проект. Советский космический самолет середины 1960-х (реализованный в натурном макете) представлял собой заостренный конус со стреловидными крыльями, оснащенными отклоняющимися треугольными консолями. Для успешного создания реального космолета были все необходимые условия, но в дело вмешалась политика. После октябрьского 1964 года пленума ЦК КПСС, в стране активизировалась борьба с «волюнтаризмом»: новое руководство СССР карало тех, кого считало хрущевскими любимчиками и ставленниками. Руководство решило, что к таковым принадлежит и Челомей. После многочисленных потрясений ОКБ-52 удалось выжить, но тему космического самолета у него отобрали. В начале 1965 года вышел приказ Главнокомандующего ВВС К.А.Вершинина, в котором предписывалось передать все материалы проекта в ОКБ-155 А.И.Микояна. Уже на следующий год там под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского начал проект космического самолета «Спираль» . Этот ракетоплан должен был запускаться с ложемента на «спине» многоразовой первой ступени с помощью дополнительного разгонного блока. Этот проект, впрочем, также в последствии не был реализован.

Возврат к теме крылатого спуска произошел в 1970х годах. В это время США активно строили свой Space Shuttle (интересно, что первоначальная концепция, одобренная NASA, предполагала двухступенчатую систему, в которой обе ступени были многоразовыми, крылатыми и пилотируемыми). Нашим ответом Соединенным Штатам стала разработка системы «Буран-Энергия ». И тут в борьбу решил ввязаться Челомей, чтобы вернуться к теме крылатого спуска через десятилетие после закрытия темы космических самолетов. По словам Бориса Натарова, бывшего в то время руководителем Специальной конструкторской группы по разработке новой многоразовой системы, Челомей понимал, что “Буран”- система со столь дорогим стартом - едва ли подойдет для решения оперативных военных задач. Для посещения и обслуживания орбитальных станций корабль также слишком громоздок и дорог. Требовался более легкий и недорогой аппарат. Началась работа с уточнения размеров будущего космоплана. Потом был выбран диапазон полезной нагрузки (это был очень трудный выбор). Предлагались варианты от 50 т полезной нагрузки (для определенного типа военных грузов) до минимальных величин, которые встречались в параллельных разработках у англичан и американцев (1,5 т). В конечном итоге, стало понятно, что конструкторы “Бурана” сильно затормозились, дело идет тяжело и все сильнее сказывается отсутствие перспективы в плане использования нового корабля. Челомей, видя это обстоятельство, решил сделать смелый ход - показать, что страна нуждается в небольшом аппарате, который бы сочетал в себе оптимальную стоимость выведения и массу полезной нагрузки».

Так возникла концепция легкого космического самолета, полезная нагрузка которого составляла 4 т (вместо 30 т у «Бурана»), а орбитальная масса до 20 т. В конце лета 1980 года было принято решение о форсировании работ. Всего за месяц конструкторам удалось сделать натурный макет проекта, который позволил посчитать все эскизные составляющие.Космический самолет Челомея был разработан в двух основных версиях. Первый был необыкновенно похож на X-37B, запущенный недавно американцами. В первом варианте нашего космолета также было два наклонных киля, но Челомею кто-то сказал, что такого рода схемы аэродинамически несовершенны. И он изменил свое решение по этому врпросу. Неизвестно, насколько обоснованы были его сомнения, но, увы, вторая версия космического самолета Челомея стала очень похожей на уменьшенный Space Shuttle или “Буран”. Вероятно, он считал, что это пойдет проекту на пользу, подчеркнет его следование в рамках общего курса. Однако ничего не помогло продвинуть проект на политическом уровне. Челомей дважды выходил с предложением по легкому космическому самолету в Военно-промышленную комиссию Совмина СССР, но получал отказ. Последней решительной попыткой переломить ситуацию, стало письмо Челомея к Брежневу, в результате чего была сформирована комиссия во главе зам. министра обороны СССР Виталием Шабановым. Комиссия работала около двух месяцев, и большая часть ее участников вынесла отрицательное заключение. Негативные отзывы касались не конструкции, а стоимости запусков и необходимости корабля для решения тех или иных задач. В мае 1981 года в этой истории была поставлена точка. Проект не спасли ни письма академиков из ЦАГИ, ни поддержка ВВС, желавших выйти в то время в космос. Попытки Челомея доказать, что программа смогла бы, во всяком случае, выступать в качестве резервной (на случай проблем с «Бураном»), ни кого так и не убедили.

Проекты, подобные легкому космическому самолету Челомея, несомненно, опередили свое время, что возможно и не дало им возможности воплотиться в реальных аппаратах. Сегодня об этом космоплане можно судить только по фотографиям натурного макета, с которых снят гриф «секретно». Сам же макет был разобран по требованию руководства.

Пирамиды Крыма

Город-призрак Колманскоп

Кумранские свитки - древние тайны Мертвого моря

Призрачный замок Глэмис

К чему ведет изменение магнитного поля Земли

Изменение магнитного поля Земли прежде всего выражается в активном движении магнитных полюсов. Трудно давать прогнозы отно-сительно того, окажется ли полюс...

Аномальные зоны России - загадки и тайны

Пермская аномальная зона находится на границе Свердловской области и Пермского края, в районе деревни Молёбка. Так называемый М-ский треугольник был открыт в...

3D экран для компьютера

Сегодня многие производители стремятся создать новые устройства с поддержкой 3 D изображения, это и 3 D телевизоры, и смартфоны. ...

Аномальные зоны Молдавии

Молдавия - страна прекрасных ландшафтов, вкусных фруктов и потрясающего вина. Имеются тут и аномальные зоны. Например, на трассе Кишинев...

Необычные гаджеты

У нормальных античных людей в доме был сундук, кровать да пару стульев, а всё стоящее внимания находилось на агоре...

Как предотвратить дезориентацию и дезадаптацию лежачего больного

Прикованные к постели больные кроме физического дискомфорта переживают психологическое давление из-за своей беспомощности. Задача медперсонала и членов семьи - ...

Cоветский легкий космоплан: «Буран» был не единственным

Гигантские« шаттлы» ушли с исторической сцены ещё в 2010 году. Тенденция к отказу от гигантомании имеет место и сегодня, заставляя вспомнить о том, что проекты легких космопланов появлялись и прежде. В том числе в нашей стране.

Олег Макаров

Одна из самых малоизвестных отечественных концепций легкого космоплана — так называемого легкого космического самолета (ЛКС) — разрабатывалась в КБ В.Н. Челомея практически одновременно со знаменитым «Бураном». Уже тогда, в 1975 году, для этого предприятия тема космических аппаратов с крылатым спуском была не новой. В сентябре 2008 года мы писали о проектах военных ракетопланов, которыми челомеевское ОКБ-52 начало заниматься еще в конце 1950-х. Примерно тогда же, когда американцы придумали свой Dyna Soar.

Те проекты на заре космонавтики не были пустопорожними мечтаниями. Проектированием ракетоплана занимались почти 500 предприятий, которым предстояло при воплощении идеи в металл участвовать в производственной кооперации. К четвертому кварталу 1965 года на стол руководства отрасли и страны должен был лечь многотомный эскизный проект. Советский ракетоплан середины 1960-х (воплощенный в натурном макете) представлял собой заостренный конус (отдаленно напоминающий американский X-24B) со стреловидными крыльями, оборудованными отклоняющимися треугольными консолями. В дело, однако, вмешалась политика. После знаменитого октябрьского 1964 года пленума ЦК КПСС в стране вспыхнула борьба с «волюнтаризмом», в рамках которой новое руководство СССР карало тех, кого считало хрущевскими любимчиками и ставленниками. В число последних попал и Челомей. В кабинете Генконструктора заседала специальная комиссия, а сам Челомей ждал в приемной, пока его вызовут для объяснений.




Прямой киль ЛКС и его общее сходство с «Бураном» могли быть продиктованы не столько техническими преимуществами, сколько желанием Челомея следовать линии партии. Члены конструкторской группы, работавшей над космопланом, настаивали на применении двух наклонных килей.

В итоге ОКБ-52 удалось выжить, но тему ракетоплана у него отобрали. В начале 1965 года вышел приказ Главкома ВВС К.А. Вершинина, в котором предписывалось передать все материалы эскизного проекта в ОКБ-155 А.И. Микояна. На следующий год там под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского стартовал проект десятитонного космического самолета «Спираль». Аппарат должен был запускаться с ложемента на «спине» многоразовой первой ступени — самолета ГСР — с помощью дополнительного разгонного блока.

Сколько тонн на орбите?

Возврат к теме крылатого спуска в 1970-х кажется естественным: Соединенные Штаты вовсю строили свой Space Shuttle (кстати, первоначальная концепция, одобренная NASA, предполагала двухступенчатую систему, в которой обе ступени были многоразовыми, крылатыми и пилотируемыми). Нашим главным ответом стала, как известно, разработка системы «Энергия-Буран». Однако на волне соревнования с"вероятным противником" в борьбу решил ввязаться Челомей, чтобы вернуться к теме крылатого спуска через десятилетие после закрытия темы ракетопланов.

Борис Натаров, ныне ведущий конструктор ОАО «ВПК НПО машиностроения», в свое время был назначен руководителем Специальной конструкторской группы, которая вела разработку новой многоразовой системы. «В 1975 году, — рассказывает Борис Николаевич, — Челомей вызвал меня из отдела крылатых ракет (я в то время начинал работы по проекту "Метеорит-А") и дал команду заниматься новым делом. Для меня все это было абсолютно новым, кроме разве что крыльев. Пришлось поднимать много материалов, ездить в Королев, к тем, кто там уже начал работать по "Бурану". Однако Челомей понимал, что "Буран"- система с дорогим тяжелым стартом — едва ли подойдет для насущных военных задач. Для посещения и обслуживания орбитальных станций корабль также окажется слишком громоздким и дорогим».


«С уточнения размеров будущего аппарата все и начиналось, — продолжает Борис Натаров. — Работа была мучительной, потому что мы метались между штуковиной массой до 50 т полезной нагрузки (для определенного типа военных грузов) до минимальных величин, которые мы видели в параллельных разработках у англичан и американцев (порядка 1,5 т). Этот диапазон мы "утюжили" очень долго. В конце концов, когда стало понятно, что конструкторы "Бурана" очень сильно увязли, что дело идет тяжело и все сильнее сказывается отсутствие перспективы в отношении использования нового корабля, Челомей задумал сделать решительный ход. Показать, что страна нуждается в небольшом аппарате, который был бы ближе к оптимальному сочетанию стоимости выведения и массы полезной нагрузки».

Мини-шаттл

Так возникла концепция легкого космического самолета с полезной нагрузкой 4 т (вместо 30 т у «Бурана») и с орбитальной массой до 20 т. В конце лета 1980 года было принято решение о форсировании работ. Всего за месяц конструкторам удалось сделать натурный макет проекта, который позволил посчитать все эскизные составляющие. К тому же получилось 25 томов технического предложения. Сегодня эти документы рассекречены, за исключением разделов, в которых подробно раскрывается потенциальное военное применение ЛКС.

Следы прошлого

Натурный макет легкого космического самолета конструкции Челомея. Один из памятников советской космонавтики был спешно разобран и уничтожен в целях сохранения секретности. Впрочем, что судить «прикрывших» проект ЛКС! Даже знаменитый проект «Буран» дошел до наших дней в плачевном состоянии. Всего было изготовлено или заложено пять экземпляров корабля многоразового использования. Экземпляр 1.01 «Буран» — тот самый, совершивший свой единственный космический полет, — был уничтожен в 2002 году в результате обрушения крыши цеха, где он хранился. Экземпляру 1.02 «Буря» повезло — ни разу не поднявшись в воздух, он попал в музей космодрома Байконур. На экземпляр 2.01 можно посмотреть в Москве — в жутком состоянии он валяется в доках на улице Лодочной. Экземпляры 2.02 и 2.03 (задел) были уничтожены.

«Аппарат получился интересный, — вспоминает Натаров. — ЛКС мы разработали в двух основных версиях. Первый был необыкновенно похож на X-37B, который запустили в нынешнем году американцы. У нас тоже было два наклонных киля, но Челомею кто-то сказал, что такого рода схемы аэродинамически несовершенны. В них якобы появляются фугоидные движения, возникает так называемый голландский шаг и т. д. Неизвестно, обоснованы ли были эти сомнения, но, к сожалению, вторая версия стала очень похожей на уменьшенный Space Shuttle или на "Буран". Мы никак не могли смириться с этим единственным громадным килем, но Челомей настоял. Видимо, он считал, что это пойдет проекту на благо, подчеркнет его следование в рамках магистрального направления».

Но несмотря ни на что, продвинуть проект на политическом уровне Челомею решительно не удавалось. Два раза он выходил с предложением по ЛКС в Военно-промышленную комиссию Совмина СССР, но получал отказ. После того как Челомей обратился с письмом к Брежневу, была сформирована комиссия во главе с замминистра обороны СССР Виталием Шабановым. Уже сам факт того, что Брежнев поручил окончательно разобраться с ЛКС военным, многое говорит о заявленном потенциальном применении аппарата, однако в комиссию вошли представители и гражданских отраслей. Комиссия работала примерно два месяца, и большая часть ее участников вынесла отрицательное заключение. Негативные отзывы касались в основном не конструкции, а стоимости запусков и необходимости корабля для решения тех или иных задач.


Многоцелевая авиационно-космическая система — двухступенчатый комплекс, состоящий из самолёта-носителя типа Ан-225 «Мрия», на котором должен был устанавливаться орбитальный самолёт — пилотируемый или беспилотный. Также на самолет-носитель мог устанавливаться одноразовый бак с компонентами топлива для разгона.

19 мая 1981 года все было кончено. Проект не спасли ни письма академиков из ЦАГИ, ни определенная поддержка ВВС, рвавшихся в то время в космос. Все попытки Челомея доказать, что программа могла бы по крайней мере выступать в качестве резервной (на случай проблем с «Бураном»), в расчет не принимались.

О том, как мог бы выглядеть ЛКС, сегодня можно судить только по фотографиям натурного макета, с которых снят гриф «секретно». Макет был разобран по требованию Минобщемаша СССР, курировавшего в те времена ракетно-космическую отрасль.

По имени МАКС

Разработка МАКСа велась с начала 1980-х годов под русредиьководством знаменитого конструктора генерала-майора Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского в НПО «Молния». За счёт использования обыкновенного самолёта в качестве ракеты-носителя проект обещал быть очень дешёвым и окупиться буквально в первые полтора года после введения в строй. Экономисты даже прогнозировали восьмикратную прибыль от разработки за счёт крайне низкой стоимости доставки грузов на орбиту. И даже несмотря на то, что в 1994 году программа получила золотую медаль на выставке инноваций в Бельгии, воз, как говорится, и ныне там: проект находится в состоянии заморозки, никаких известий о дальнейших его перспективах в последнее время не появляется.

Транспортный самолёт АН-225 «Мрия» используется в проекта МАКС в качестве первой ступени. Существует три варианта второй ступени: 1) орбитальный самолёт + одноразовый бак с топливными компонентами (МАКС-ОС); 2) беспилотный самолёт (МАКС-М); 3) беспилотная вторая ступень с грузом до 18 тонн (МАКС-Т). Помимо человеческого имени Макс, у системы есть и официальное наименование, гораздо менее благозвучное — проект 9А-10485.

Беспилотник для войны

Для конструкторов, взявшихся когда-то за проектирование ЛКС, на первом плане была не столько функциональность конечного продукта, сколько стремление сделать пионерскую разработку, которая помогла бы получить данные по траекториям и для задач посадки, указала бы пути эффективного рассеивания колоссального запаса кинетической энергии при спуске. Но нужды политического продвижения проекта заставляли обосновывать его полезность стране уже сегодня.

«Спираль»

В 1966 году ОКБ-155 А. И. Микояна начинает работу по созданию авиационно-космической системы «Спираль». Система «Спираль» состояла из 52-тонного гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР), получившего индекс «50−50», и расположенного на нем пилотируемого орбитального самолета (индекс «50») с 54-тонным двухступенчатым ракетным ускорителем. Разгонщик достигал гиперзвуковой скорости 1800 м/с, а затем, после разделения ступеней на высоте 28−30 км, возвращался на аэродром. Орбитальный самолет с помощью ракетного ускорителя, работающего на топливе, выходил на рабочую орбиту. Проект был свернут в начале 70-х.

Космический аппарат БОР-4 (в рамках проекта «Буран») представлял собой беспилотный экспериментальный аппарат, являющийся уменьшенной копией орбитального самолёта «Спираль» в масштабе 1:2. На нем в 1980-е отрабатывалась теплозащита и другие технические решения для «Бурана».

На финальных стадиях разработки Челомей на первое место поставил боевые задачи. Некоторые из них могли бы быть актуальными и по сей день. Среди них наблюдение за стартующими баллистическими ракетами и их уничтожение, ведение боевых действий против ВМС противника, уничтожение наземных стационарных целей, ведение стратегической разведки.


Проект «Спираль» был закрыт со скандалом. Министр обороны Андрей Антонович Гречко заявил: «Это — фантастика. Нужно заниматься реальным делом» и не дал разрешения на запуск.

Интересно, что в программе разработки была указана и возможность использования беспилотной версии. Аргументы конструкторов были такие: в случае, если мы используем этот аппарат в транспортном или спасательном режиме, отсутствие экипажа, кабины и системы отображения информации значительно увеличит массу перевозимого или спасаемого груза.

Все это говорит о том, что идея беспилотного космоплана родилась отнюдь не в наши дни, а первым в истории кораблем многоразового использования, совершившим беспилотный полет при полностью автоматической посадке, стал наш «Буран». Известно даже, что при посадке советский «челнок» автоматически изменил по метеоусловиям курс и зашел не с той стороны, с которой его ожидали по плану полета. «Буран» тогда немало напугал ожидавшую его на земле публику и запутал пилотов «МиГ-25», которым было приказано сопровождать корабль при посадке.


В рамках программы было разработано несколько проектов орбитальных самолётов: фото- и радиоразведчики, военные модификации, вооружённые ядерными боеголовками, перехватчики космических целей для фотосъёмки или уничтожения. Испытания дозвукового аналога самолёта под индексом МиГ-105.11 прошли вполне успешно: известный лётчик-испытатель Авиард Фастовец стартовал на нём из-под фюзеляжа тяжёлого бомбардировщика Ту-95К. Сегодня дозвуковой аналог орбитального самолёта МиГ-105.11 можно увидеть своими глазами в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ в Монино.

Вот только если сравнивать ЛКС Челомея с сегодняшним беспилотником X-37B, легким он совсем не кажется. Конструкторы сегодня признают, что корабль получился слегка «переразмеренным». В самом начале создатели ЛКС думали, что придется с нуля разрабатывать новый носитель. Потом стало понятно, что приоритет отдается «Бурану» и денег на новую ракету никто не даст. Создававшийся когда-то, в частности под легкие ракетопланы, носитель УР-200 пал жертвой политических решений середины 1960-х. В итоге Челомей решил строить аппарат под проверенную временем тяжелую ракету УР-500, более известную как «Протон». Но если этот носитель способен выводить 20 т полезного груза на орбиту от 220 до 450 км, то зачем ставить на нее маленький аппарат? Такая логика привела к увеличению массы ЛКС. Другой причиной «утяжеления» корабля стало желание не тратить попусту время и не загружать смежников. При конструировании системы размещения полезного груза решили использовать порт и аппаратуру от военной станции «Алмаз». Это добавило к весу корабля 2,5 т.

Секрет легкой «птички»

Проекты многоразовых космических систем с крылатым спуском объявлялись и начинали разрабатываться неоднократно. У нас уже после «Бурана» немало говорилось и писалось про легкий орбитальный самолет МАКС, который предстояло выводить в космос с самолета типа Ан-225 «Мрия». Потом, уже в постсоветские времена, РКК «Энергия» демонстрировала макет своего крылатого «Клипера» — он готовился на замену «Союзам». Давно лежит на полке проект «Гермес» Европейского космического агентства. Все это теперь история. Кроме заинтриговавшего всех X-37B, которым занимается даже не NASA, а ВВС США. «ПМ» попросила Бориса Натарова, человека, непосредственно причастного к проекту советского военного «челнока», прокомментировать запуск американского беспилотника, его возможное назначение и перспективы.


«Любой аппарат, отягощенный земными задачами или спуском в атмосфере, ничего нового не дает для маневрирования в космосе, — объяснил нам конструктор. — В космосе крылья, шасси — все это только мешает. Зачем же нужна горизонтальная посадка? Сразу обращает на себя внимание тот факт, что X-37B — это аппарат, который не обнаруживает характер полезного груза. Все закрыто. Что там может быть? Теоретически там можно разместить снаряд "космос-поверхность". Возможно, какое-то устройство, способное вывести из строя телекоммуникационные или навигационные спутники. Но представим себе, что некая страна, заподозрив присутствие оружия в космосе, требует провести инспекцию на предмет соответствия груза международным соглашениям. Тогда, чтобы избежать скандала, аппарат можно быстро свести с орбиты и посадить на своей территории. И кто потом докажет, что в нем было? Вот тут маневрирование в атмосфере полезно и скрытность такая имеет смысл. Во время проектирования ЛКС мы подобные возможности обсуждали.

О перспективах развития американского проекта сказать что-то определенное сложно. Посадочная скорость 360−370 км/ч — это даже для автомата чересчур. Плюс крутая глиссада, высокая вертикальная скорость. Высока нагрузка на шасси. Похоже, что все-таки в дальнейшем конструкция потребует улучшения с точки зрения параметров маневренного атмосферного аппарата. А это неизбежно приведет к повышению веса, который Atlas-V уже не вытянет. Нужен новый носитель. То есть появления в ближайшее время какого-нибудь X-37C, увеличенного в масштабах, возможно, с прицелом на обитаемость, я бы не ждал».

Все-таки, русские националисты - полные мудаки во всем. Особенно, когда начинают "защищать СССР". От таких защитников уХи вянут. Послушал тут выступление Фурсова о "предателях России"... И все бы хорошо: Горбачев, Ельцын - это без сомнения негодяи, достойные всяческого порицания, что видно невооруженным гласом и здесь ума не надо. Достаточно статистики.

Но когда дело доходит до дела, проявляется какое-то дичайшее невежество "патриотов". Кстати, это относится и к проблеме Сталина. А это - проблема. Если российские "либералы" лепят из Сталина вселенского злодея - они, на самом делое, являются - и сегодня это совершенно очевидно, последователями внешних врагов СССР, то "русские национальные патриоты" - из тех, кто Сталина защищает (а есть еще "черная сотня"- последыши недобитой белогвардейской сволочи, которые ненавидят Сталина и СССР, за отнятые у их предков привилегии), невероятно поверхностны и их "сталинизм" - это банальный протест против сегодняшнего ублюдочного положения России. Но об этом - разговор отдельный.

Г-н Фурсов утверждает, что, мол, если бы в СССР были бы реализованы ТРИ ПРОГРАММЫ, то СССР бы занял лидирующие в мире позиции. Он называет эти позиции:

1. ОГАС - Глушков
2. Холодный термоядерный - Филимоненко.
3. Интегрированный оборонно-наступательный океаническо-сухопутно-космический комплекс -Челомей.

Могу разочаровать г-на Фурсова.

Ни одна из перечисленных им программ не могла быть реализовна, хотя и по разным причинам.

Напротов, СССР проявили серьезное зравомыслие, что не стали втягиваться в их реализацию: попытка реализации двух их них: ОГАС и идеё Челомея вызвали бы экономическую катастрофу, а идея Филимоненко - это обычный шизофренически бред именно в духе М.Калашникова, которому занятия в качалке явно знаний не прибавили.

Начну с "холодного термояда", как с самого очевидного.

Для осуществления реакции термоядерного синтеза два положительно заряженных ядра, скажем, дейтерия и трития, должны сблизится на расстояние примерно в 10 -15 метра. Если на расстояниях порядка размеров атома: 10 -10 метра, - положительный заряд ядер компенсируется частично или полностью отрицательным зарядом электронов (поэтому обычные атомы - нейтральны) то внутри электронной оболочки ядра оказываются "голыми" и, в силу закона Кулона, отталкиваются в силу своей одноименной заряженности. Чтобы преодолеть это отталкивание, нужно разогнать ядра до скорости, эквивалентной примерно 100 миллионам градусов и выше. Иначе ядра просто друг до друга не долетят и не попадут под действие ядерных сил, которые, собственно и ответственны за их слияние и выделение энергии.

В этом смысле все неквантовые (о которых ниже) варианты термояда различаются исключительно способами разгона ядер. Термические - каким образом разогреть вещество до температуры в сотни миллионов градусов - и удержать его достаточно долго, чтобы реакция успела произойти (и,главное, чтобы реакция успела произойти достаточно глубоко, чтобы энергетические затраты на разогрев оказались меньше, чем выделенная в ходе реакции энергия). Ну или можно использовать ускорители, разгоняющие ядра (ионы) до нужной скорости... Увы, пока эта задача не решена. Но, вероятно будет решения как минимум одним из способов: либо удержанием горячей, но низко-плотной плазмы магнитным полем достаточно долгое время, либо одновременным разогревом вещества и его уплотнением до огромных величин лазерным излучением. Что касается ускорителей, то, пока, увы, ускорение обходится много дороже энергетически, чем величина выхода.

Единственный не-термический мыслимый вариант термояда связать с квантовой механикой, а точнее с тем обстоятельством, что частица (в том числе, протоны) одновременно являются и волнами и, поэтому, могут квантовомеханически "просачиваться" через потенциальные барьеры. Чтобы такое просачивание произошло, нужно, чтобы ядра могли сблизится друг с другом на расстояние в небольшое количество "ядерных" длин без необходимости увеличивать их кинетическую энергии. Как это сделать? - Это возможно только в том случае, если положительный заряд ядер будет - по образу атомов, - экранирован на нужном расстоянии компенсирующим отрицательным зарядом, причем этот заряд проживет достаточное время, чтобы число протуннелировавших ядер оказалось достаточно велико. Идея хороша. Но в данном случае мы живем в мире элементарных частиц и стабильных частиц способных образовывать псевдо- атомы радиусом скажем, в 10 -13 метра, да еще жить сколько-нибудь заметное время только одна: это массивный "квази-электрон" - элементарная частица, известная под названием мю-мезон. Которая, увы, нестабильна и живет только 10 -6 секунды. Надежда была - но не сложилось... Энергия, затрачиваемая на производство мю-мезонов оказалась больше, чем термоядерная энергия, выделяемая за время их жизни в результате реакций, в результате квантовомеханического просачивания ядер, находящихся в центре "мезоатомов". Увы и ах. Надежда была закрыта и теоретически, и экспериментально.

А других путей НЕТ. Поэтому, можно гарантией утверждать: к сожалению, "холодный термояд" относится к категории вечных двигателей. Хочется, но, увы...

ОГАС Глушкова Здесь сходятся сразу ДВЕ ОШИБКИ "формальных технарей".

Первая - ошибочное отождествление рынка с капитализмом, а социализма - с ДИРЕКТИВНЫМ планом. Почему слово "директивным" выделено? Потому что директивное планирование - это приказ кому, что, сколько и когда выпускать. Но есть и другие виды планирования - например, индикативное. Само название говорит о смысле последнего: это планирование показателей интегрально отражающих состояние экономики в целом, а не номенклатуру и количество отдельных изделий и услуг. Эти два похода прекрасно сочетаются в той части, что планировать директивно имеет смысл (и даже возможно) только для сравнительно малого числа критических наименований продукции.

Директивное планирование, поэтому, является признаком, не социализма/коммунизма, а МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ (или мобилизационной части экономики) когда ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО ТАКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ, КОТОРОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕАЛИЗОВАНО ПУТЕМ РЫНОЧНОГО, ТО ЕСТЬ, СВОБОДНОГО, ОБМЕНА.

СССР Сталинского периода вынужденно находился в мобилизационном состоянии: рыночном путем развитие индустрии, достаточное для победы в войне за отпущенный срок было невозможно в принципе. В этом кстати была главная ошибка Бухарина или там Чаянова и иже с ним: они, как Столыпин в свое время, не учитывали главный ресурс: ВРЕМЯ. Бло бы у СССР 100 лет на плавную индустриализацию, путь через кооперацию был бы замечателен. Но этих 100 лет, как и 20 столыпинских, у страны просто не было. Поэтому, спасибо слепоте Столыпина, Россия проиграла Первую мировую и свалилась в революцию и, спасибо ясности мысли Сталина, СССР победил в самой Великой войне.

Но главная ошибка - в другом. Не один Глушков - из "программистов" - страдает от экономической слепоты. Вот, к примеру, Вассерман пропагандирует аналогичную ахинею, и на том же заблуждении основан пресловутый "нооскоп" Вайно.

Проблема в том, что ПЛАНИРОВАТЬ ЧИСТО ТЕХНИЧЕСКИ МОЖНО ТОЛЬКО ВЫПУСК ОЧЕНЬ УЗКОГО НАБОРА ИЗДЕЛИЙ. И дело даже не в том, что, "нельзя сосчитать матрицу, содержащую 10 16 элементов", хотя и это тоже, ибо, на самом деле многие экономические задачи НЕВЫЧИСЛИМЫ в строгом смысле слова. Это, как шутят, задачи "Кристобаля Хозъевича Хунты": как решать задачи, если доказано, что они не имеют решения. В реальности, проблем в другом: в том, что природа (общество) не считают. Они ЖИВУТ. А это значит, что поскольку мы не может мгновенно создавать вещи и столь же мгновенно их "рассозадавать", за время производства меняются условия, в том числе спрос, а то что уже запущено в производство не "рассоздашь": фарш обрато плохо прокручивается. В результате строго планирование невозможно. Единственный способ борьбы с этим - эти своего рожа "хеджирование производства" - то есть учен неопределенности планирования. То это обессмысливает идею "оптимизации всего" - Задача оказывается тупо неустойчивой.

Реально такова, что планировать можно только то, что имеет четко определенный спрос. Например вооружения. И это надо и правильно делать. Но это лишь малая часть проблемы. Но даже со строительством такого однородного продукта как жилье возникают проблемы.

В этом смысле, замечу, реформа Либермана-Косыгина "ошибочна" в глазах некоторых патриотов, только потому, что Либерман - Либерман, а не Иванов. Для иных "патриотов" - это исчерпывающее доказательство неправоты автора.

Нет вины Сталина в том, что Сталин строил из страны танк. Это было, как говориться "велением времени". Главная послевоенная проблема СССР - то, что по ряду объективных и субъективных причин, СССР не смог демобилизоваться .

Ну и наконец Челомей. Тот, кто знаком с задумками Челомея, не может не вспомнить 100000 танков Тухачевского. Они предлагали строить мост, который нельзя достроить! - Это опять неучет временЫх ограничений. Не было у страны экономической возможности резко реализовать такую программу. А при медленном исполнении в доступных стране масштабах она бы устаревала раньше, чем была бы достроена. Это вообще характерная ошибка многих "формалистов".

Вот скажем, в СССР в 1985 году не хватало домашних телефонов. Ну не хватало!

Представьте себе, что Горбачев на радостях бы бросил бы все средства чтобы обеспечить ЗА ГОД "каждой квартире по телефону"? Бросил бы на телефонизацию миллиарды, которых и так было в обрез... Ну да, хоть десять лет после того - до создания мобильных телефонов люди бы еще ими хотя бы попользовались... А если бы средств хватило бы только на двадцатилетнюю программу? - Проект просто не был бы закончен, а вложенные деньги были вы выброшены на ветер, ибо к 1995 году пошел массовый переход на мобильники и никакая сеть в том виде, как она была видна в 1985 году просто не понадобилась бы.

Практически, предложения Челомея либо обрушили бы экономику страны более эффективно, чем ядерное нападение, либо, в планировавшемся виде, привело бы к бессмысленным затратам средств

Это (как и в случае с Глушковым) "оптимизация без учета ограничений" - то есть хуже чем вредительство: головотяпство со взломом. Слава богу, не случилось.

Музей истории и достижений ВПК «НПО машиностроения» открылся на территории градообразующего предприятия Реутова 5 июня. В экспозиции представлены все военные и космические разработки, созданные под руководством академика В.Н. Челомея и его преемников. Почётными гостями на церемонии открытия стали руководство и ветераны НПО, знаменитые лётчики-космонавты, представители вооружённых сил и администрации Реутова.

Восковая фигура

Первый сюрприз ждал гостей в мемориальном кабинете-музее академика Челомея, открытом 30 июня 2014 года, к столетнему юбилею учёного. Скрупулёзно воссозданная обстановка за год не претерпела изменений, но теперь за столом появилась восковая фигура хозяина кабинета. Сходство оказалось настолько поразительным, что ветераны НПО невольно вздрагивали и как будто подтягивались в дверях.

— Создатель фигуры Владимира Николаевича — Михаил Юрьевич Нестеров, один из лучших скульпторов этого направления, — рассказал газете «ПроРеутов» Антон Дегтярев, пресс-секретарь генерального директора НПО.

Скульптор создал собирательный образ, но, по свидетельству тех, кто работал с Владимиром Николаевичем, с определённых ракурсов сходство практически абсолютное.

А в небольшом кинозале рядом с кабинетом-музеем в это время собирались почётные гости. В их числе лётчики-космонавты Владимир Джанибеков, Виктор Горбатко, Борис Волынов и Вячеслав Зудов. На экране — кадры масштабного празднования в Реутове столетия Челомея в прошлом году.

Святые места

Новая экспозиция музея расположилась в большом зале по соседству. Здесь нашли место все разработки, созданные за 70-летнюю историю ВПК «НПО машиностроения». Под прицелами теле- и фотокамер генеральный директор — генеральный конструктор Александр Леонов и лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков перерезали символическую красную ленточку. Аплодисменты.

— Дорогие друзья! Мы открыли сегодня музей истории и достижений «НПО машиностроения». Мы не подбирали специально дату проведения этого мероприятия, но так получается, что это происходит в дважды юбилейный год — размещения предприятия на территории Реутова и самого городаа. В 1955 году, 60 лет назад, вышло постановление Совета министров СССР о размещении нашего предприятия в городе Реутов. За эти годы предприятие стало центром ракетно-космической промышленности страны, а Реутов стал научным городом и впоследствии наукоградом, — сказал Александр Леонов.

Как рассказал гендиректор НПО, первым прообразом музея стала секретная выставка, некогда созданная в главном корпусе предприятия. Доступ к ней имело только высшее руководство страны и военно-промышленного комплекса. Ещё одна экспозиция, с натурными образцами ракетно-космической техники, открылась в середине 1990-х годов. На неё уже допускалась и молодёжь, и даже иностранцы. Но на предприятии осознавали необходимость в создании музея, где были бы представлены не только образцы технологий, но и документы. Такой музей, обеспечивающий возможности для научной работы, теперь у «НПО машиностроения» появился.

— У верующих бывают «намоленные» места, а у верующих в наше ракетное дело есть места святые. Я отношу весь этот четвёртый корпус к святым местам нашего предприятия, нашего коллектива, — сообщил Герберт Ефремов, возглавлявший НПО в трудные годы перестройки и развала.

Герберт Александрович напомнил, что в зале, где сейчас разместился музей, раньше работали проектанты — «гвардия» генерального конструктора. Так что в четвёртом корпусе это место — самое святое.

— Без правдивого прошлого не получится нормального будущего. Я думаю, у музея большое интересное творческое будущее, — выразил уверенность президент Ассоциации музеев космонавтики России Владимир Джанибеков.

После краткой торжественной части пришла пора поближе ознакомиться с музеем. Экспозиция разбита на три части, каждая из которых отвечает своему направлению деятельности НПО: комплексы с крылатыми ракетами, космические системы и стратегические ракетные комплексы и ракеты-носители.

Бастионы Крыма

Ознакомительную экскурсию по первой части музея провёл адмирал Фёдор Новосёлов.

— Создание крылатых ракет для военно-морского флота послужило ответной мерой против засилья на океанах американского военно-морского флота, авианосцы которого представляли неуязвимую цель для нашего военно-морского флота, — напомнил Фёдор Иванович.

Крылатые ракеты академика Челомея, по-прежнему несущие службу на наших боевых кораблях, самолётах и береговых комплексах, решили задачу поражения кораблей потенциального противника.

Охват экспозиции — от самых первых самолётов-снарядов, созданных В.Н. Челомеем ещё в 1944 году, до современных российско-индийских ракет «Брамос». Представлен здесь и грозный противокорабельный береговой ракетный комплекс «Бастион». Это название с недавних пор хорошо знакомо не только специалистам. Как рассказал президент России Владимир Путин в документальном блокбастере Андрея Кондрашова «Крым. Путь на Родину», именно демонстративное развёртывание «Бастиона» в Крыму охладило воинственный пыл американских моряков и позволило снизить градус военного противостояния.

Глобус для Хрущёва

Вторая часть музея отведена космосу. Здесь представлены первые космические разработки Челомея — ракетопланы и космопланы.

Один из уникальных экспонатов — корабль для высадки на Луну, разработанный для советской лунной программы. Макет изготовлен специально для музея и никогда ранее не демонстрировался.

Рядом глобус, сделанный в 1963 году для демонстрации Н.С. Хрущёву действия системы противоспутниковой обороны. Движение по орбите спутника-шпиона, его обнаружение наземной станцией, пуск ракеты и уничтожение космической цели наглядно индуцируются разноцветными лампочками.

Автоматическая станция «Алмаз» вызвала бурю воспоминаний у лётчиков-космонавтов. Виктор Горбатко, Борис Волынов и Вячеслав Зудов отметили традиционно высокие качества систем Челомея.

Герои охотно делились космическими историями. Многие рассказы могли бы стать сюжетами для произведений Лема или Шекли. Разинув рты «земляне» слушали о том, как внезапно отключилась орбитальная станция и как её обитатели на целый виток остались без связи с Землёй и с кислородом на исходе. Только грамотные и решительные действия спасли тогда и экипаж, и саму станцию.

Другая история — о космонавте, который тяжело заболел на орбите. В Центре управления полётами приняли трудное решение — программу полёта свернуть, возвращаться досрочно. Но надежды всё равно мало, несмотря на все усилия второго члена экипажа: больной в полубессознательном состоянии, держится на уколах, впереди трудная ночная посадка… К счастью, и у этой истории хороший финал.

Челомей против фон Брауна

В третьей части музея разместились макеты ракетных комплексов стратегического назначения и ракеты-носители. Гидом здесь выступил генерал-лейтенант Валерий Дементьев. Главная героиня его повествования — знаменитая челомеевская «сотка», межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования УР-100 и её модификации. Развёртывание группировки этих ракет обеспечило гарантированный ответ любому противнику. В обиходе мы часто говорим об ответном ударе, но у военных своя терминология.

— Не просто ответный, а ответно-встречный удар, — подчеркнул генерал Дементьев. — Потому что готовность — минута. Сначала была готовность три минуты, потом довели до одной.

Создание и развёртывание «соток» изменило штатную структуру ракетных войск стратегического назначения. В составе РВСН появились дивизии десятиполкового состава, в каждом полку — по 10 шахт с УР-100. Для избежания одновременного поражения одной боеголовкой, ракетные шахты размещались в десятках километров друг от друга. При этом каждый полковой командный пункт мог заменить двух «соседей», управляя запуском 30 межконтинентальных ракет.

Всего, по данным Валерия Александровича, было развёрнуто 1050 таких комплексов, что составляло до 70% нашего ракетного потенциала. «Сотки» и сейчас, спустя 35 лет, несут боевое дежурство.

В этой же части музея расположена экспозиция ракет-носителей: разработка космических ракет и межконтинентальных идут рука об руку. И вдруг неожиданная надпись: «United States».

Выяснилось, что макет американской ракеты «Сатурн-5» изготовили по личному указанию В.Н. Челомея. Как конструктор, Владимир Николаевич сравнивал себя только с Вернером фон Брауном, выдающимся немецким конструктором, который создал для Гитлера «Фау», а после войны был вывезен в США и стал «отцом» американского ракетостроения.

Город и предприятие

Ещё об одном поле деятельности академика Челомея напомнил первый заместитель главы администрации Реутова Николай Ковалёв. Основатель «НПО машиностроения» много сделал для развития Реутова, строительства жилых кварталов, детских садов, школ, дворца культуры, объектов инфраструктуры. В тяжёлое время девяностых годов руководивший предприятием Герберт Ефремов и возглавлявший тогда наш город Александр Ходырев разработали концепцию «Предприятие — городу, город — предприятию». Эта концепция позволила городу плавно пройти сложный период и заложить фундамент сегодняшнего социально-экономического развития и благополучия. Результатом успешного сотрудничества города и предприятия стало присвоение Реутову звания наукограда Россйской Федерации в декабре 2003 года.

— Нынешнее руководство в лице генерального конструктора и генерального директора Александра Григорьевича Леонова и главы города Сергея Геннадиевича Юрова продолжает эти традиции и успешно реализует концепцию взаимодействия, город и предприятие неотделимы. Жизнь музея — в его посещаемости. Музей должен стать центром изучения истории предприятия, центром патриотического воспитания молодёжи и центром профессиональной ориентации. Каждый школьник, который побывает в музее, должен выйти с мечтой стать конструктором, стать слесарем, стать ракетчиком, стать космонавтом! — пожелал Николай Ковалёв.

Первые шаги к тому, чтобы окрылять будущих челомеев мечтами о новых научно-технических прорывах уже сделаны. Как рассказал газете «ПроРеутов» Антон Дегтярёв, между главой Реутова Сергеем Юровым и генеральным директором «НПО машиностроения» Александром Леоновым уже есть договорённость об организации школьных экскурсий. Программа заработает в сентябре, к празднованию 75-летнего юбилея города.

Учащиеся реутовских школ не только увидят уникальные экспонаты, но и узнают много интересного об «НПО машиностроения» и МГТУ им. Баумана. А вот московским школам, которые тоже попросились на экскурсии, пока ничего обещать не стали. Первыми увидят музей дети жителей Реутова.

Вместо послесловия: Гагарин в Реутове

Едва открывшись, музей «НПО машиностроения» помог разгадать одну из тайн Реутова. Читателям газеты «ПроРеутов» хорошо знакома Антонина Чуканова, регулярно публикующая статьи по истории нашего города. На открытии Антонина Александровна воспользовалась случаем, чтобы найти ответ на давно волнующий её вопрос. Дело в том, что в честь полёта Юрия Гагарина одна из отстающих бригад текстильной фабрики взяла на себя обязательство выйти в передовые. Рабочие известили Юрия Гагарина о своём решении, и пригласили его в гости — такой стиль общения трудовых коллективов с героями страны был в духе советской эпохи. Ответное письмо первого космонавта до сих пор хранится в Музейно-выставочном центре на улице Победы, 2: Юрий Алексеевич обещал приехать при первой возможности…

— И до 2014 года, до столетия Владимира Николаевича, мы считали, что Гагарин у нас не был. Но на торжественном собрании в зале Чайковского один из выступающих космонавтов сказал, что Гагарин встречался с Челомеем и был в Реутове! Два раза! Представляете? — поделилась с газетой «ПроРеутов» Антонина Александровна.

Разумеется, увидев на открытии музея знакомое лицо лётчика-космонавта Бориса Волынова, Антонина Чуканова публично задала важный для истории города вопрос. И получила утвердительный ответ: да, Гагарин действительно дважды был в Реутове.

© 2024 oaservis.ru - Стройка и ремонт - Оaservis