Ажурный дом. Ажурный дом изнутри Дом кружево на ленинградском проспекте

Ажурный дом. Ажурный дом изнутри Дом кружево на ленинградском проспекте

«Ажурный дом» (также «Дом-аккордеон») - шестиэтажный жилой дом на Ленинградском проспекте в Москве, один из первых жилых домов из крупных бетонных блоков заводского изготовления. Дом построен в 1940 году по проекту архитекторов А. К. Бурова и Б. Н. Блохина, инженеров А. И. Кучерова и Г. Б. Карманова. Жилой дом стал завершающим в серии крупноблочных жилых домов, построенных по проекту тех же авторов на Большой Полянке (дома № 3, 5, 6, 4/10) и Велозаводской улице (№ 6). Здание проектировалось с учётом генерального плана реконструкции Москвы, согласно которому лицевым фасадом оно должно было выйти на большую площадь, образуемую пересечением Ленинградского проспекта и проектируемого по линии Беговой улицы и Новой Башиловки нового Бульварного (3-го Паркового) кольца. С правой стороны габариты дома ограничены Беговой Аллеей, с левой - Скаковой аллеей, ведущей к Московскому ипподрому. По мнению исследователя архитектуры Н. Н. Броновицкой, на архитектурный образ здания повлиял Дом Скакового общества, построенный на территории ипподрома по проекту архитектора И. В. Жолтовского - учителя Бурова. Другим сооружением, с которым масштабно и стилистически архитекторы увязали жилой дом, было здание бывшего ресторана «Яр», перестроенного в конце 1930-х годов под Клуб лётчиков. Здание клуба также должно было выйти фасадом на проектируемую площадь, в центре которой планировали возвести крупное строение - архитектурную доминанту ансамбля. Архитектурная композиция фасадов жилого дома основана на образном сопоставлении вертикальных и горизонтальных членений - простенков и плит перекрытий, при этом технологические стыки железобетонных блоков не замаскированы рустовкой, как в домах на Большой Полянке и Велозаводской улице, а, напротив, подчёркнуты декоративной обработкой - карнизами и тягами. Фасады здания сложены из типовых блоков двух разновидностей: одни, имеющие вид пилястр, покрыты отделкой под серый мрамор с круглыми рельефными медальонами в верхней части, другие, ограждающие пространство лоджий, представляют собой ажурные декоративные решётки, орнаментально изображающие цветущие растения в вазонах (по этим блокам дом называют «Ажурным»). Декоративные блоки были изготовлены по эскизам художника В. А. Фаворского. На лицевом фасаде ажурные блоки сгруппированы по два, что обогащает композицию здания и придаёт ему, по выражению А. В. Иконникова, «некоторую экзотичность», за которую дом прозвали «аккордеоном». Бо́льшая часть оконных проёмов решена как французские балконы, закрытые в нижней части тонкими, выгнутыми вперёд коваными ограждениями. Внутренняя планировка здания основана на распространённом на Западе полугостиничном типе жилья (apartment house), с которым А. К. Буров познакомился во время командировки в США. Компактные квартиры на жилых этажах (со второго по шестой, по 18 квартир на этаже), с небольшими кухнями и прихожими, расположены по обеим сторонам длинных коридоров. Внутренние перегородки выполнены из плит «Дифферент» (алебастро-камышовые плиты), не требующих…

Приметное здание по адресу Ленинградский проспект, 27 получило в народе два названия – Ажурный дом (за наличие узорчатых решеток на фасаде) и Дом Бурова (по фамилии одного из архитекторов).

Возвели его на месте одной из хозяйственных построек Московского ипподрома, на пересечении с Беговой аллеей, начало которой обозначено двумя прямоугольным постаментами бывших въездных ворот к конноспортивному комплексу. На пилонах установлены скульптурные группы «Диоскуры, укрощающей коней», появившиеся здесь еще в 1899 году.

Фото 1. Ленинградский проспект, 27 в городе Москве

Вопреки тогдашним нормам градостроительства, «ажурный» дом возвели не вдоль красной линии, а значительно отступив от нее. Главной особенностью строения стали узорчатые решетки, выполненные из бетона и прикрывающие собой кухонные лоджии.

Узорчатое переплетение имеет два разных рисунка, основой которых послужили эскизы известного живописца Владимира Андреевича Фаворского по растительной тематике. Эта архитектурная деталь изначально была призвана не только украсить дом, но и спрятать от глаз посторонних, например, развешенное на лоджиях белье, что точно не придавало бы изыска зданию на одной из центральных городских улиц.

Фасадная часть здания муарового цвета, сопоставима с мраморным оттенком. Говорят, что первоначально такой колер стен не был предусмотрен, а все случилось совершенно случайно: Бурову сообщили со строительного комбината, что получить ровный цвет бетонного покрытия не удается, после чего он велел добавлять краситель в бетон во время его заливки в формы. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись уже более благородно – под мрамор.


Фото 2. Ажурный дом на Ленинградке иногда называют домом Бурова

Высота дома на Ленинградском проспекте, №27 – шесть этажей. Его объем выполнен в простой, несколько «индустриальной» форме. В просторном подъезде, причем единственном, устроено три лестничных марша, ведущих в расположенные буквой П сопряженные корпуса строения.

Внутреннее оформление выполнено без присущих сталинским элитным домам лепнины и мозаики: это неудивительно, т.к. архитектор Буров строил дом как образец будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Правда, первыми жильцами стали все же семьи старших офицеров армии и правоохранительных органов, хотя комфортабельными и элитными местные квартиры трудно было назвать даже тогда: совмещенные санузлы, кухни 4-метровые, комнаты по 14 и 17 квадратов, расположение квартир коридорного типа.


Интересна была задуманная планировка. Так, первый этаж отводили под социальные объекты для обслуживания жильцов дома, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго, который наряду с третьим, считались самыми престижными уровнями.

К сожалению, воплотить в жизнь все задуманное не удалось из-за начала войны с фашистами в 1941 году, а потому в подвалах здания оборудовали бомбоубежища, квартиры, рассчитанные на одну семью, превратили в коммуналки, социальную инфраструктуру не создавали (к ней вернулись только после войны, и то в усеченном виде).

Ажурный дом под номером 27 на Ленинградском проспекте так и не стал типовым. После войны средств на восстановление страны не хватало, и поэтому о всяких украшениях фасадов в виде узорчатых решеток больше ни шло и речи – строили что попроще и подешевле, да и на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.

Московский ипподром



Памятная табличка на доме №27 по Ленинградскому проспекту в Москве

История и факты о доме с узорами на фасаде

В 1930 году Андрей Константинович Буров, после своей командировки в Соединенные Штаты Америки, вернулся с идеей устройства жилых домов совместно с инфраструктурными объектами общественного и социального назначения. Именно так он и проектировал свой новый дом.

Здесь должны были быть ресторан (именно этим и объясняется небольшая площадь кухонь, на которых пищу, принесенную из этой точки общепита, предполагалось только разогревать, а не готовить), продовольственный магазин, парикмахерская, а также дошкольные детские учреждения – сад и ясли. Попасть в них можно было не выходя из дома – туда вели отдельные двери прямо из подъездного пространства (в действительности, это так и не было реализовано).

Проездные ворота ипподрома у ажурного дома в городе Москве

История дома связана с именами известного советского поэта Константина Михайловича Симонова и актрисы Валентины Васильевны Серовой. Здесь они прожили вместе вплоть до 1949 года, после чего перебрались в квартиру на Гоголевском бульваре.

В гости к поэту однажды попал будущий режиссер Эльдар Александрович Рязанов, который принес мастеру свои стихи. Рецензию на них он так и не получил, но в дальнейшем Симонов высоко оценивал его фильмы и пьесы.

В этом доме родилась прославленная фигуристка Ирина Валентиновна Моисеева, которая в паре с Андреем Миненковым стала чемпионкой мира и серебряным призером Олимпиады 1976 года в танцах на льду.

Ажурный дом на Ленинградском проспекте, 27 включен в список московских памятников архитектуры. Его необычный вид привлекает российских режиссеров, которые снимают здесь новые кинокартины, среди которых, например, «Москва. Центральный округ – 3». Таким же вниманием пользуется и стоящий по-соседству «дом-сороконожка».

Дом-сороконожка на Беговой улице, 34

Оригинальное здание по адресу улица Беговая, дом 34 в народе получил множество наименований – это и дом-сороконожка, и дом на ножках, и даже дом-осьминог. Возвели его накануне проводившейся в Москве Олимпиады-1980 по авторскому проекту архитектора Андрея Дмитриевича Меерсона.

Расположено строение неподалеку от Ленинградского проспекта.


Улица Беговая, дом 34 в Москве

Фото 1. Улица Беговая, 34 в городе Москве

По-соседству находятся два примечательных объекта – Ажурный панельный дом и бывшие Беговые ворота, на которых размещены скульптурные композиции «Диоскуры, укрощающей коней», появившиеся на этом месте в 1899 году при обустройстве Московского ипподрома и являющиеся копией скульптур петербургского Аничкового моста.

Сам проект разрабатывался не как жилое здание, а как гостиница для размещения гостей Олимпиады-80. Его высотность по плану составляла 16 этажей, покоящихся на высоких железобетонных опорах – «ногах», соразмерных уровню 4-х этажей. В конечном итоге, этажей оставили всего 13 и несколько изменили нижнюю часть строения.

Первыми жильцами дома на Беговой, 34 стали работники машиностроительного завода, называвшегося в советское время «Знамя Труда». Среди москвичей здание получило имя «дом авиаторов».

Кроме 13 жилых этажей, в доме предусмотрено и два технических, один из которых занимает последний уровень строения, а второй размещен под опорами.

По фасаду устроено три подъезда, нулевые этажи которых смещены от фасадной плоскости и представляют собой отдельные строения, которые сообщаются с «домом-сороконожкой» лишь лестничными маршами с окошками-бойницами и лифтовыми шахтами.

Сегодня существуют две версий появления у дома на Беговой, 34 столь высоких опор:

Первая гласит, что это было сделано для недопущения скапливания на прилегающей территории выхлопных газов от автомобилей, которыми была запружена одна из главных городских магистралей – рядом проходящий Ленинградский проспект. Благодаря такому устройству опор, создавался эффект сквозняка, который и относил газы от дома.

Есть доказательства того, что дом-сороконожку планировалось построить в районе Водного стадиона на набережной Москвы-реки. Поддомовое пространство должно было служить для прохода к береговой линии и свободному движению воздушных потоков. Не предупредив архитектора, который мог бы скорректировать проект, дом решили возвести на нынешнем месте.

История и факты

Жильцы придумали своему дому и другое название – «избушка на курьих ножках». Такое сравнение тоже имеет место быть из-за необычного конструктивного решения.

Стоит отметить, что всего опор у здания 40, которые размещены попарно. Их особенность еще и в том, что они имеют заужение к основанию, что вызывает ассоциацию уже с щупальцами представителя океанских глубин, за что строение получило название «дома-осьминога».

История здания на Беговой улице, 34 связана с советским кинематографом.

Так, место под ним, которое в 1962 году занимало владение №36, можно увидеть в картине «Семь нянек», а непосредственно сам дом появляется в нескольких сценах фильма «Тушите свет», выпушенного в 2008 году. «Дом авиаторов» не остается без внимания режиссеров и в настоящее время

Путеводитель по архитектурным стилям

Стены закрыты панелями, напоминающими мрамор дымчато-серого цвета. Еще на заводе в бетон добавляли краситель, что позволило получить такой необычный эффект. При этом дом закончили не полностью: на первом этаже планировали открыть бюро заказов на уборку, заказов продуктов, магазин, кафе, детский сад и ясли, но помешала война. А в 1949 году Бурова раскритиковал Д.Н. Чечулин. Поэтому несмотря на привлекательность, в серию объект не пошел.

Внутри строения огромное пространство парадного подъезда с тремя лестницами, просторные коридоры, однако архитектурных излишеств - лепнины, мозаики, - что характерно для сталинского периода - нет. Буров строил не дворец для избранных, а образец стандартного дома для советских граждан. Дом достраивали в спешке, в 1941 году. Все подвалы переоборудовали под бомбоубежища. В малогабаритные квартиры сразу селили по две-три семьи.

Ажурный дом построили рядом с комплексом московского ипподрома, на месте одного из хозяйственных зданий. Левым торцом он примыкает к Беговой аллее, которую у заезда с Ленинградского проспекта открывают две копии конных статуй Клодта.

Приметное здание по адресу Ленинградский проспект, 27 получило в народе два названия – Ажурный дом (за наличие узорчатых решеток на фасаде) и Дом Бурова (по фамилии одного из архитекторов).

Возвели его на месте одной из хозяйственных построек , на пересечении с Беговой аллеей, начало которой обозначено двумя прямоугольным постаментами бывших въездных ворот к конноспортивному комплексу. На пилонах установлены скульптурные группы «Диоскуры, укрощающей коней», появившиеся здесь еще в 1899 году.

Фото 1. Ленинградский проспект, 27 в городе Москве

Вопреки тогдашним нормам градостроительства, «ажурный» дом возвели не вдоль красной линии, а значительно отступив от нее. Главной особенностью строения стали узорчатые решетки, выполненные из бетона и прикрывающие собой кухонные лоджии.

Узорчатое переплетение имеет два разных рисунка, основой которых послужили эскизы известного живописца Владимира Андреевича Фаворского по растительной тематике. Эта архитектурная деталь изначально была призвана не только украсить дом, но и спрятать от глаз посторонних, например, развешенное на лоджиях белье, что точно не придавало бы изыска зданию на одной из центральных городских улиц.

Фасадная часть здания муарового цвета, сопоставима с мраморным оттенком. Говорят, что первоначально такой колер стен не был предусмотрен, а все случилось совершенно случайно: Бурову сообщили со строительного комбината, что получить ровный цвет бетонного покрытия не удается, после чего он велел добавлять краситель в бетон во время его заливки в формы. Разводы все равно остались, но в новой цветовой гамме они смотрелись уже более благородно – под мрамор.


Фото 2. Ажурный дом на Ленинградке иногда называют домом Бурова

Высота дома на Ленинградском проспекте, №27 – шесть этажей. Его объем выполнен в простой, несколько «индустриальной» форме. В просторном подъезде, причем единственном, устроено три лестничных марша, ведущих в расположенные буквой П сопряженные корпуса строения.

Внутреннее оформление выполнено без присущих сталинским элитным домам лепнины и мозаики: это неудивительно, т.к. архитектор Буров строил дом как образец будущего стандартного жилья для обычных советских людей. Правда, первыми жильцами стали все же семьи старших офицеров армии и правоохранительных органов, хотя комфортабельными и элитными местные квартиры трудно было назвать даже тогда: совмещенные санузлы, кухни 4-метровые, комнаты по 14 и 17 квадратов, расположение квартир коридорного типа.


Интересна была задуманная планировка. Так, первый этаж отводили под социальные объекты для обслуживания жильцов дома, а вот сами квартиры располагались на этажах, начиная со второго, который наряду с третьим, считались самыми престижными уровнями.

К сожалению, воплотить в жизнь все задуманное не удалось из-за начала войны с фашистами в 1941 году, а потому в подвалах здания оборудовали бомбоубежища, квартиры, рассчитанные на одну семью, превратили в коммуналки, социальную инфраструктуру не создавали (к ней вернулись только после войны, и то в усеченном виде).

Ажурный дом под номером 27 на Ленинградском проспекте так и не стал типовым. После войны средств на восстановление страны не хватало, и поэтому о всяких украшениях фасадов в виде узорчатых решеток больше ни шло и речи – строили что попроще и подешевле, да и на смену крупноблочному строительству пришла технология панельного производства.


История и факты о доме с узорами на фасаде

В 1930 году Андрей Константинович Буров, после своей командировки в Соединенные Штаты Америки, вернулся с идеей устройства жилых домов совместно с инфраструктурными объектами общественного и социального назначения. Именно так он и проектировал свой новый дом.

Здесь должны были быть ресторан (именно этим и объясняется небольшая площадь кухонь, на которых пищу, принесенную из этой точки общепита, предполагалось только разогревать, а не готовить), продовольственный магазин, парикмахерская, а также дошкольные детские учреждения – сад и ясли. Попасть в них можно было не выходя из дома – туда вели отдельные двери прямо из подъездного пространства (в действительности, это так и не было реализовано).

Построенный незадолго до Великой Отечественной войны "Ажурный дом" (также известный как "Кружевной дом", "дом-аккордеон" и дом Бурова) планировался в качестве типового проекта, но волей судьбы остался в единственном экземпляре и стал одной из самых известных архитектурных достопримечательностей Москвы.

Шестиэтажный жилой дом П-образной формы был построен в 1936-1940 годах и стал одним из первых жилых домов, возведённых из крупных бетонных блоков заводского изготовления - по этой причине его считают первым многоэтажным панельным домом в Москве. Особенностью дома, за которую его прозвали ажурным и кружевным, являются изящные бетонные решётки в виде цветочного орнамента, закрывающие кухонные лоджии и то, что на них находится. Декоративные решётки выполнены по рисункам известного графика Владимира Флаворского. Есть у дома и другая декоративная особенность, менее заметная - панели на внешних стенах выглядят так, словно сделаны из мрамора, но на самом деле они тоже бетонные; секрет в том, что на заводе в бетон добавили краситель - по легенде, это была вынужденная мера, вызванная невозможностью добиться равномерного оттенка бетона. Так или иначе, благодаря этой детали дом не требует дополнительной внешней окраски, и дошёл до нас в том же самом цвете, в котором и был построен.

Сейчас это не так уж очевидно, но изначально проект задумывался как типовой - для массовой жилой застройки; его авторы - архитектор и инженер-изобретатель Андрей Буров и архитектор Борис Блохин. Появление на фасаде дома ярких декоративных элементов в виде цветочного орнамента - результат амбициозных задач, которые поставил перед собой Андрей Буров при разработке проекта жилого здания массовой застройки: по мнению архитектора, массовая советская застройка должна была быть не только практичной и функциональной, но и красивой, а жильцы дома должны иметь доступ к развитой инфраструктуре шаговой доступности. В какой-то степени это сказалось и на планировке квартир: кухни в них специально сделаны маленькими, поскольку предполагалось, что готовить для жильцов будут в ресторане на первом этаже, а в квартирах еда будет только разогреваться. Помимо ресторана, в доме также должны были быть гастроном, парикмахерская и детский сад, причём проход к ним предполагалось сделать прямо из подъезда. Идеи подобного обслуживания жильцов и взгляды на социальную инфраструктуру архитектор привёз из США, куда он ездил в командировку в 1930 году.

К сожалению, стать массовым проекту было не суждено: началась война, подвалы переоборудовали под бомбоубежища, а в квартиры поспешно заселяли по несколько семей. После войны массовое домостроение проект отвергло: страну нужно было восстанавливать, и выбор пал на более дешёвые и простые строения.

Сейчас "Ажурный дом" - памятник архитектуры, притягивающий взгляды прохожих и автомобилистов своим необычным и красивым видом. А ещё про него шутят: мол, вот какой дальновидный был архитектор Буров - предвидел, что люди будут хранить на балконах всякое говно, и с помощью красивых декоративных решёток спрятал позор с глаз долой.

Адрес, по которому находится "Ажурный дом": Ленинградский проспект, 27. Добраться до него можно пешком от станций метро "Динамо" и "Белорусская" Замоскворецкой линии, а также от станции "Беговая" Таганско-Краснопресненской.

© 2024 oaservis.ru - Стройка и ремонт - Оaservis